Эксклюзные подарки новорожденнымЭксклюзивные подарки на крестиныБукеты из детской одежды от Авторов, с 2005 годаЭлитные подарки на Годик ребенку

Дата: 03/08/2006 | Читали: 2386253 раз | Раздел: |


Развивающие игрушки: что это такое?Считается, что игрушки, предназначенные для детского развития, должны быть обязательно обучающими. Ребенок должен уметь собрать, соотнести, сделать что-то по образцу и т.д. Тем самым игрушки, которые не предполагают подобной цели (обычные машинки, куклы, мячики и мишки) в разряд развивающих вроде бы и не вписываются.


В продаже появилось много игрушек, которые позиционируются как развивающие. Это «игровые развивающие центры» с различными звуковыми и световыми эффектами, известные кубики Никитина и Зайцева, пособия Монтессори, разнообразные карточки, рамки и вкладыши, а также всевозможные наборы для творчества, необычные конструкторы и даже технически оснащенныe погремушки. На этикетке, как правило, присутствует само слово «развивающий» и указан возраст, на который эта игрушка рассчитана.


Но возрастные рекомендации на упаковках зачастую пугающе похожи - от 3 лет. И бывает очень сложно понять, когда игрушка действительно необходима. Поэтому возникают вопросы: почему иной раз так быстро иссякает потенциал игрушки? И почему малыш не поддерживает инициативу взрослых его развивать?


Очень скоро после покупки выясняется, что ребенок не желает или не может использовать игрушку по ее прямому назначению. Вероятно, подобная ситуация знакома многим.
И тут есть две проблемы:


• Одна из них - непопадание в возраст. Например, хитрые доски с движущимися по проволочным дорожкам фигурками и звенелками-гремелками могли бы подойти двухлетнему малышу, которому хочется пробовать всевозможные виды движения и звучания. Но следовать сложнойтраектории ему пока не под силу, а к том увремени, когда он будет достаточно подготовлен для этого, игрушка перестанет казаться интересной.


• Вторая проблема - несоответствие задачам развития. Двухлетняя девочка получила шнуровку-ботинок, попробовала одеть на ногу, но, поняв, что это, важнейшее с ее точки зрения свойство ботинка, невыполнимо, моментально потеряла к нему интерес. При этом она не расстается с папиными ботинками и весьма искусно их шнурует.


Что такое раннее развитие?


В раннем возрасте, да и в дошкольном тоже, акцент на яркую азбуку вместо кукол и машинок приводит ребенка в сферу, совершенно чуждую его потребностям. Наверное, многие замечали, что чаще всего смысл букв-значков до малыша просто не доходит и остается невостребованным.
Безусловно, на определенном этапе овладение языком письменного и цифрового общения необходимо.

Но чем больше внимания мы уделим формированию у ребенка собственного игрового багажа и творческих способностей, тем больше шансов, что при знакомстве с языками мира взрослых они окажутся действительно востребованы. Ведь прежде всего ребенок должен научиться творить и выражать результаты своего творчества собственными знаковыми системами.
Поэтому под ранним развитием правильнее было бы понимать своевременное развитие предметной и игровой деятельности.

Контактируя с миром вещей и явлений, миром людей и отношений, ребенок развивает свой собственный внутренний мир - желания' вкусы, интересы, возможности и невозможности. Из этого, казалось бы, хаотичного эмпирического опыта ребенок вынесет неизмеримо больше, чем из всех самых прекрасных упражнений, вместе взятых. Это и станет тем ценнейшим багажом, который сам же ребенок захочет и сможет систематизировать, будет стремиться применять его, причем осознанно, подключая творческоевоображение и интуицию.


Развивающий эффект игрушки определяется прежде всего свободным от диpeктивных указаний характером игры. Главная функция всякой игрушки заключается в активизации свободной самостоятельной детской деятельности.


Сфера игры - это сфера образов, условностей, раскрываемых фантазией ребенка возможностей.


Психологами давно доказано, что развитие человека происходит в его деятельности. Создавая, придумывая, преобразовывая что-то, человек строит, творит, изменяет не только окружающие предметы, но и самого себя. Для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности.


Для маленького ребенка такой ведущей деятельностью является предметная и сюжетно-ролевая игра. Именно в ней развиваются те качества, которые становятся основой успешного обучения - самосознание, воля и произвольность, целеустремленность, способность планирования и последовательности действий.


Главное для ребенка - это эмоции, практические действия и образные представления. Удовольствие в этом случае не развлекает малыша, а является необходимым условием и одновременно признаком его развития.


В раннем возрасте все окружающие предметы зовут малыша к исследованиям. Он строит и разрушает, гремит, стучит и передвигает все, что способно двигаться. Этот опыт дает ему познание себя, своих возможностей и свойств ближайшего окружения.


Позднее появляется главное качество, характеризующее новый этап развития. Это способность создать условное пространство.

Когда годовалый малыш колотит ложкой по столу - это он просто стучит, ему нравится звук, нравится движение. А вот трехлетний малыш стучит ложкой по стулу и говорит, что это молоток, он ремонтирует стул. Это уже игра.

Ребенок ощущает себя мастером, действует, как мастер, и обижается на резкое «положи ложку на место». Игра пока совсем простая, но представьте себе, с какими переменами во внутреннем мире ребенка это связано! Он уже понимает и создает условности. Замещение одного предмета другим формирует воображаемое пространство, и начинает развиваться символическая функция сознания.
В возрасте 3-5 лет ребенок буквально впитывает все происходящее и воплощает свои впечатления о событиях и отношениях людей в играх .


В 5-6 лет играющий ребенок пользуется завидным багажом знаний и жизненных наблюдений. Играя, малыш проявляет познавательный интерес, и, благодаря участию взрослого его удовлетворяет. Формирующим началом в данном случае являются, с одной стороны впечатления, получаемые малышом, а с другой - неотъемлемые возможности через собственную свободную творческую игру их усвоить, сделать этот опыт своим.

Настоящая игра для маленького ребенка - это необъятный опыт успешности и поражения, социализации и одиночества, лидерства и подчинения, исследований-открытий и их последствий, которые бывают самыми неожиданными.


Главное качество игры - это возможность представить то, чего в данный момент в реальности нет. Играя в морское путешествие, маленький «капитан» просит помощи в создании карты, причем не желает воспользоваться готовой, т.к. она слишком непонятна, а стремится нарисовать сам и запечатлеть его собственное представление. Пассажиры его «корабля» (куклы или другие дети) обеспечены провизией и спасательными жилетами на случай шторма. Дельфины сопровождают корабль. Можно наловить съедобной рыбы и приготовить из нее обед. Чем не познавательное развитие?


Именно в формате свободной сюжетно-ролевой игры с ее условностями, подвижным сюжетом и небольшим количеством атрибутов и развиваются сасамосознание и произвольность. Ребенок уже способен играть конкретную роль (врача, шофера, кассира и т.д.), он учится добровольно принимать ограниченияи правила поведения. Активизируется мыслительная деятельность - внимание, восприятие, концентрация, выделение общих и существенных признаков, способность к обобщению.


«Правильные» развивающие игрушки.
Исходя из этого развивающими можно считать те игрушки и игровые материалы, которые дают импульс к самостоятельной и свободной творческой игре.


Младенец


Развитие восприятия происходит в общении и наблюдении за отдельными, не теряющимися среди прочих предметами и действиями. Хороши подвесные игрушки: объемные фигурки, простые погремушки, колокольчики, бубенчики. Подвесить можно и тряпичный мячик - это первое, что малыш сможе взять в руки.


Сенсомоторная координация предполагает согласованность восприятия глазами и действий руками. Помимо кухонной увари, так любимой малышами, пригодятся погремушки и игрушки с подвижными частями, желобок и шарик для скатывания, открытые коробки с кубиками и шариками для вынимания и вкладывания, коробки с крышкой, стержень с 3-4 кольцами (диаметр отверстия в кольцах больше диаметра стержня по крайней мере в 2 раза) и игрушки-вкладыши (по 2-3 формочки с явными различиями в размерах).

Отличной игрушкой для развития моторики и движений является мяч. Он может быть резиновый или большой надувной; прозрачный и с перекатывающимися внутри шариками; тряпичный или плетеный. Кроме того, мяч -замечательное средство д.ля общения и способности принимать и отдавать.


Для социально-личностного развития незаменима кукла. Пусть она будет совсем простой. Ребенок узнает в ней образ человека. Ее хорошо класть или сажать около ребенка или подвешивать над кроваткой. Это может быть узелковая кукла, неваляшка или кукла-голыш в одежде.


На втором и третьем году жизни.


Моторика, внимание, речь, и мышление формируются во многом благодаря предметной деятельности. Малыш познает окружающий мир в основном руками, Т.е. наглядно-действенным способом. Для ребенка этого возраста нужны:


• пирамидки из 3-5-7 колец в спокойной цветовой гамме,

• стаканчики-вкладыши разной формы и размера,

• матрешки - 3-4- местные,

• динамические игрушки - клоун-акробат, бычок на дощечке и народные игрушки с подвижными частями,

• шнурок и крупные бусины д.ля нанизывания,

• желобoк и шарики для скатывания, кубики деревянные, «коробки форм»,

• ведерки и незатейливые, удобные д.ля маленьких рук совочки, лопатки, водяная мельница,

• сачки для «вылавливания» игрушек из ванны,

• совершенно необходимыи бытовые вещи - ложки, чашки, полотенца, тряпочки, расчески и пр. Все они требуют совершенно определенных дейcтвий, которые нелегко даются малышу.


Играя с такими вещами, с песком и водой, малыш открывает для себя их качества. Здесь таится начало познавательного интереса - поиск и открытие различных свойств и способов действия, формируется целеустремленность и наcтойчивость.


Как девочке, так и мальчику для здорового личностного развития необходима кукла (мальчику - кукла-мальчик). Желательно, чтобы она была похожа на самого ребенка. Это может быть тряпичная кукла в пришивной одежде, или кукла-голыш с комплектом одежды. Кукле требуется кроватка с матрасиком, подушкой и одеялом и ванночка-корзинка. Высокая уютная коляска не только желанна, но и очень полезна для игры и для движения ребенка.

Нужна также и кукольная утварь, посуда, одежда с простыми застежками.
Совершенно необходимы и вещи, способные стать в игре предметами-заместителями, которые способствуютl развитию фантазии ребенка. Например, деревянные брусочки разных размеров, кусочки ткани, каштаны и пр.


Для развития движений нужны:


• мячи разных размеров,

• лошадка-качалка,

• качели, горки, лесенки, бревна искамеечки для ходьбы.


Для развития речи:


• полезно рассказывание простых народных сказок с повторением в течение нескольких дней подряд,

• рассказывание по картинкам. Для этого нужны крупные художественно выполненные картинки в книжках с достоверными, узнаваемыми изображениями животных и людей.


От 3 до 7 лет u старше.


В качестве игрушек прибавляются:

• различных размеров лоскуты тканей,

• деревянные чурбачки и коряги,

• многообразные предметы неопределенного назначения (брусочки, куски коры, орехи, ракушки, корзины, шнуры, подушечки) - игрушки, открытые для фантазииребенка, и допускающие различные названия и способ использования (способные служить заместителями разных предметов и персонажей).


Наиболее удачными материалами для крупномасштабного строительства являются столы, стулья, шлифованные доски, ширмы, лестницы. Для настольного строи тельства - это деревянные наборы для конструирования.
Нужны также простые маленькие куколки (пупсики, солдатики), куклы неопределенного пола и возраста (без лица), и животные (размером 5-15 см), пальчиковые куклы и куклы для театра.


Для ролевой игры требуются:

• куклы-дети разного пола 30-50 см,

• кукольная мебель, посуда, одежда,

• атрибуты для игры в парикмахера, доктора, магазин, детали костюма,

• транспортные игрушки ( паровозы, машинки, железная дорога и т.д.).

Именно такие игрушки помогают принять и удерживать игровую роль.


Мозаика, материалы для лепки, аппликация и рисование должны быть использованы для свободного творчества, без ограничения ребенка рамками чужих образцов.


Слишком проработанные игрушки, их изрядный ассортимент будут лишь тормозить действительно всеохватный развивающий потенциал свободной игры. Главное качество хорошей игрушки с точки зрения развития - это ее открытость. Чем менее проработан образ- тем больше остается возможности представить, домыслить.

Куклы (как и животные) должны иметь только существенные признаки, тогда одна и та же фигурка может изменяться: к примеру, смеяться и плакать, спать и бежать, огорчаться и гневаться. Именно такие игрушки будят и питают воображение, позволяют малышу реализовать свой замысел. Незавершенность образа игрушки важна еще и для того, чтобы ребенок мог видеть в ней те черты и проявлять те качества, которые ему требуются в данный момент.


Материал игрушек имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания. Они трогают всюду разные поверхности и структуры. Слушают звучание, исследуют разные другие свойства. Дети, которых окружают только пластмассовые вещи, живут в обедненном мире. И сенсорные эталоны тут не спасут. Если кукла не отличается на ощупь от кораблика, машинки или детали конструктора, ребенок лишается множества живых впечатлений. Как правило, игрушки, качественно выполненные из натуральных материалов, более долговечны, их легче починить, а это для ребенка - некое подтверждение его уверенности в окружающем мире, в его значимости и надежности.
Качественной, наполненной смыслом и приносящей удовлетворение игра может быть только в том случае, если удетей есть возможность и соответстующим образом огранизованное пространство для приложения сил и фантазии.


Еще одним важным условием для ее развития является наличие достаточного времени и покоя у ребенка. Примерно полтора часа - это то время, которое требуется для развития и преобразований в игре до того момента, как игровой импульс иссякнет. А под покоем подразумевается ежедневная возможность в опеределенное время дня посвятить себя игре, не отвлекаясь на ТВ, радио, резкие голоса и эмоции в доме.


Гимн организованной уборке.

Уборка имеет не меньший развивающий потенциал. Организация пространства при крупномасштабном строительстве и размещение всех игровых материалов по местам - это два противoпoлoжныx процесса, требующие от ребенка внутреннего плана действий и представления о конечном результате, внимания и произвольности. А раскладывание многочисленных мелочей по коробочкам-корзиночкам - это великолепное ежедневное упражнение в классификации и тренировка мелкой моторики, соразмерности предметов в пространстве. Если это дело не перекладывать на ребенка, а с увлечением выполнять лет до шести в одно и то же время вместе, то вы сформируете ценнейшую привычку к порядку.


Следует упомянуть и об игрушках, тормозящих развитие ребенка.
Это многочисленные электронные транспортные и музыкальные игрушки, интерактивные животные и куклы. Их всех объединяет иллюзия собственной активности. Нажал на кнопочку - получил результат. Но для развития логическог мышления малыш должен иметь возможность наблюдать прозрачные для детского понимания процессы и прослеживать закономерности сам. Откуда в этом ящике такое изобилие музыкальных инструментов? И почему машины никто не касается, а она едет? Ведь главное, наверное, что заботливые родители желают внушить своему чаду, состоит в следующем: «Все в твоих руках, ты - творец. Ты можешь делать все, что доступно твоему пониманию и даже больше. Твои возможности - в твоем творчестве и свободе». А в данном случае нажатие на кнопки обманывает понимание. Программа дает иллюзию свободы и фантом деятельности.

Парадокс в том, что при видимой вариативности действий и свободе выбора ребенок является приставкой к игрушке. Игрушка манипулирует им и задает программу действий. Нажал на кнопку – машина поехала, нажал другую - сделала поворот. Малышу не остается места для деятельности, для его представления, фантазирования и преобразований.


Особая статья - животные и куклы, которые на покачивание и поглаживание, равно как и на долгое невнимание отвечают то обниманием, то репликами, то плачем. Здесь искаженному развитию подвергается сфера эмоций и чувств малыша.


Может быть, хорошо, что все за человека кем-то продумано, изготовлено. Пожалуйста, пользуйся! Но ведь мы хотим, чтобы наши дети выросли творческими личностями, отзывчивыми и активными, не так ли? Так когда же и на чем он будет сам учиться изобретать несуществующее, применяя свой опыт и наблюдения, делать открытия, общаться, любить и заботиться не виртуально, а реально?

Напрашивается вывод, что чем более сложной и завершенной является игрушка, тем меньше она оставляет простора для детского творчества исамостоятельных игровых действий.


Много позже, взрослея, ребенок будет свободно реализовывать себя как деятеля самостоятельного, активного, смелого и адекватного. Это ли не главная задача родителей?


Поэтому ищите хорошие игрушки, которые прежде всего побуждают ребенка действовать и творить.


По материалам статьи Е. Абдулаевой
Похожие статьи
Что подарить ребенку, чтобы действительно порадовать его?Что подарить ребенку, чтобы действительно порадовать его?
Последние статьи
Комплекс развивающих упражнений для грудничкаКомплекс развивающих упражнений для грудничкаПричины неправильного прикуса у ребенка и способы исправленияПричины неправильного прикуса у ребенка и способы исправленияКак избавиться от чрезмерной тревожности за ребенкаКак избавиться от чрезмерной тревожности за ребенкаКак помочь ребенку вовремя сесть за уроки и сосредоточитьсяКак помочь ребенку вовремя сесть за уроки и сосредоточитьсяОшибки при закаливании малышаОшибки при закаливании малышаСоветы молодой маме, которые выполнять совсем необязательноСоветы молодой маме, которые выполнять совсем необязательно
6 случайных статей
Ультразвук в вопросах и ответахУльтразвук в вопросах и ответахДетский праздник: если малыш боитсяДетский праздник: если малыш боится10 шагов к хорошему сну10 шагов к хорошему снуДиета кормящей мамыДиета кормящей мамыПсихофизиологическая готовность ребенка к школеПсихофизиологическая готовность ребенка к школеВыбираем стульчик для малышаВыбираем стульчик для малыша


НАША РЕКЛАМА

  • BABY-Букеты из детской одежды на рождение
  • Элитные подарки мальчику на Годик
  • Элитные подарки на крещение
  • Подарок девочке на Новый год - нежные куклы Schildkroet
  • Эксклюзивные мишки CLEMENS, Германия
  • Французские мягкие игрушки новорожденным
  • Элитные подарки девочке на Годик
  • Элитные подарки на крещение


НАШИ КЛИЕНТЫ

ЗАДАТЬ ВОПРОС!
ВАШЕ ИМЯ (*)
EMAIL (*)
ТЕМА СООБЩЕНИЯ (*)
ТЕКСТ СООБЩЕНИЯ (*)




ГлавнаяГлавнаяДоставкаДоставкаКорзинаКорзинаНаписатьКонтакт
0,242 sec.