Эксклюзные подарки новорожденнымЭксклюзивные подарки на крестиныБукеты из детской одежды от Авторов, с 2005 годаЭлитные подарки на Годик ребенку
Коллективный подарок новорожденному для руководителя и коллеге по работе

Дата: 01/01/2007 | Читали: 7244 раз | Раздел: |

Формирование самооценки у ребенка
Без сомнения, все родители хотят, чтобы их ребенок был успешен в жизни и оценивал себя по достоинству. Но где критерий правильной самооценки? Когда и под влиянием каких факторов она формируется? И где та золотая середина в воспитании ребенка, ведущая к формированию его адекватной самооценки?


Самооценка — это представление человека о самом себе, своих возможностях, качествах и месте среди других людей. Так определяет значение этого слова психологический словарь. Принято выделять несколько уровней самооценки: завышенная, заниженная и адекватная.


Дети с адекватной самооценкой, как правило, открытые, общительные, легко принимающие на себя разные игровые роли. Они активны, любознательны и непосредственны. Важно отметить, что для детей адекватной является высокая (не завышенная!) самооценка.


Завышенный уровень характеризуется высокой физической и познавательной активностью, настойчивым стремлением обратить на себя внимание, эгоцентризмом, повышенной конфликтностью поведения.
Типичным для детей проявлением заниженной (негативной) самооценки является эмоциональная отгороженность, стремление к уединению, нерешительность, скованность движений, обидчивость. Другой вариант - агрессивное поведение как ответная реакция на несправедливое отношение окружающих.


Известный американский психолог и психотерапевт Вирджиния Сатир ставила самооценку на первое место среди факторов, определяющих успехи и неудачи в воспитании детей и развитии личности: «Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но способен просить в трудную минуту помощи у других, хотя уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения, совершать обдуманные поступки».


Трудно представить себе родителей, которые не хотят, чтобы их ребенок соответствовал такому описанию. Но как помочь в этом своему малышу?

Маленький ребенок не имеет еще собственных взглядов, он формирует образ себя как отражение того мнения, которое выражают о нем значимые для него взрослые, в первую очередь - родители. Другие критерии появляются позднее, когда ребенок начинает общаться с друзьями, ходить в детский сад, в школу. Тогда устойчивое самовосприятие, внушенное родителями, может измениться.


Процесс формирования самооценки начинается с недифференцированного представления о себе, когда мир ребенка еще не успел разделиться на «Я» и «НЕ Я». Затем "Я" становится центром Вселенной (хорошо знакомый нам детский эгоцентризм), малышу представляется, что все происходящее имеет непосредственное отношение к нему. Это важный этап в жизни человека.
Тот факт, что тебя любят, о тебе заботятся и ты являешься объектом доброжелательного внимания, так естественен. Именно в этот период жизни дети должны «напитаться» любовью окружающих, и этого чувства защищенности любовью должно хватить на много лет вперед.
Таким образом, к 4 годам у детей чаще всего складываются завышенные представления о себе и своих возможностях, завышенная самооценка. Но сложная семейная ситуация, социальное неблагополучие или болезнь могут явиться основанием для формирования негативного представления о себе (отрицательной или заниженной самооценки).
Ребенку представляется, что он недостаточно хорош, чтобы его любили таким, каков он есть. И тогда дети начинают пробовать различные варианты поведения. Спектр может быть достаточно широким: от агрессии и негативизма до эмоциональной отгороженности, заторможенности, иногда дурашливости.
В норме же к 7 годам самооценка становится дифференцированной и более адекватной. К ребенку приходит понимание, что в каких-то областях он более успешен, с чем-то справляется хуже.


Роль самооценки

Быть может, мы придаем неоправданно большое значение самооценке ребенка, ведь она еще только формируется и к тому же очень зависима от внешних факторов. Данные исследований однозначны; самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение, познавательную активность и в целом успешность.
Можно сказать, что представления человека о своих способностях в той же мере определяют его успехи в какой-либо деятельности, что и сами эти способности.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, мог легко адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе. Дети с заниженной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. У них, как правило, высок уровень тревожности, они хуже адаптируются к новым условиям, трудно сходятся со сверстниками. К сожалению, роль неумехи, растеряши, копуши, плаксы и слабака быстро и прочно закрепляется за ними в детском коллективе. И только тактичное и психологически грамотное поведение взрослых (родителей и воспитателей) поможет малышу выбраться из этой паутины. И тогда копуша-созерцатель может стать философом-мыслителем, чувствительный плакса — поэтом, а первый драчун — защитником «всех угнетенных».

Многие из нас наверняка вспомнят девочку из своей группы в детском саду, которая была вечной принцессой или снегурочкой на месте которой мечтала оказаться каждая девчонка.
Подобные роли характерны для детей с завышенной самооценкой. Интересно, что они также «прирастают» к малышу. Порой расставаться с ними бывает очень трудно и болезненно, а ведь большинство детей будут не раз менять тот коллектив, в котором эта
роль закрепилась.


Как оценить?

1. Наблюдаем. Если малыш общительный и жизнерадостный, если с ним бывает легко договориться и при этом наблюдается явный прогресс в его социальном, эмоциональном и интеллектуальном развитии, то, вероятнее всего, родителям и в голову не придет задуматься о самооценке малыша. В таком случае можно говорить об адекватном представлении ребенка о себе.


Дети с неадекватно завышенной самооценкой обычно очень активны, энергичны, они любят начинать новые дела и редко доводят их до конца. Часто берутся за выполнение весьма сложного задания необдуманно, импульсивно, при этом не осознают собственных неудач. Они стараются всегда быть на виду, выделяясь на фоне других, всячески пытаясь обратить на себя внимание, — иногда в ущерб делу. Реакция на замечания всегда бывает яркой: от бурного возмущения с криком и топаньем ногами дo демонстративных слез. Можно сказать, девиз таких детей — «внимание любой ценой!». Часто они обидчивы и капризны.


Заниженная самооценка — фактор крайне неблагоприятный для благополучного развития личности. Ребенок сам себе ставит ограничения: «Я этого не умею», «У меня никогда так не получится!». Такие дети нерешительны, малообщительны, недоверчивы, неуверенны в себе, скованны в движениях.
Малыш просто не может постоять за себя, он слишком чувствителен, готов расплакаться в любой момент, поэтому стремится к уединению или к общению со взрослым, ему трудно включиться в игру, хотя он имеет внутреннее желание присоединиться к общей деятельности. Дети с заниженной самооценкой, как правило, бывают очень тревожны, часто страдают от многочисленных страхов.


2. Тестируем. «Лесенка» — так называется методика, которой часто пользуются психологи для определения уровня самооценки у малыша. Ее применяют не ранее чем с четырехлетнего возраста. На листе бумаги изображают лесенку с семью ступеньками. Причем четвертая ступенька имеет вид площадки. «Представь себе, что на верхней ступеньке находятся самые лучшие дети на свете — самые умные, веселые, красивые. У них все получается, их любят родители, у них много друзей. А на самой нижней ступеньке те, с кем никто дружить не хочет, их не очень любят, и у них мало что получается хорошо. Все остальные дети расположены на других ступеньках. Как ты думаешь, а где ты находишься на этой лесенке?»


Удивительно, но за кажущейся наивностью метода кроется достаточно высокая надежность полученных результатов, подтвержденная многолетним опытом использования этого теста.

Расположение на этой лесенке и есть представление вашего ребенка о себе. Если ребенок не раздумывая ставит себя на самую высокую ступеньку (она же первая), то можно говорить о неадекватно завышенной самооценке. Три нижние ступеньки занимают дети с заниженной самооценкой. Вторая, третья и четвертая ступеньки наиболее предпочтительны. Особенно если ребенок объясняет, почему он сделал такой выбор, ссылаясь на реальные ситуации. Это говорит о нормальной, адекватной самооценке.
В целом можно сказать, что для детей дошкольного возраста скорее свойствен¬на завышенная самооценка. Это можно считать вариантом нормы.

Способность анализировать свои действия, поступки, переживания формируется постепенно к 7 годам. Тогда дети начинают видеть себя глазами других, как бы со стороны оценивая свои поступки и желания. В этом возрасте самооценка становится более реалистичной и приближается к адекватной.


3. Рисуем. Детские рисунки. Уточнить и дополнить информацию о самооценке малыша можно, внимательно посмотрев на его рисунки. Выделяют несколько индикаторов уровня самооценки, которые можно обнаружить на картинке, нарисованной его рукой. Во-первых, расположение изображения на листе; во-вторых, размер самого изображения; и в тертьих — это характер и качество линий. Кроме того, значимым является и выбор цвета.


Рисунки детей с заниженной самооценкой обычно очень мелкие, изображение находится в нижней части листа, линии прерывистые, а нажим слабый. Такие дети редко стремятся к разноцветию красок. Гамма цветов сближенная, холодного спектра (синий, зеленый), часто используются черный и коричневый цвета. Иногда рисунки выполнены только в одном цвете.


Совсем иначе выглядят рисунки детей с завышенной самооценкой. Изображение часто очень крупное, все может даже и не поместиться на листе. Множество деталей, привлекающих внимание, атрибуты власти (корона, оружие). Линии уверенные, много вертикальных. Цвета яркие, насыщенные. Преимущество отдается желтому и красному цветам.

Мы упомянули основные методы выявления уровня самооценки детей до 7 лет, и в основном они являются косвенными (за исключением «Лесенки»).


Формирование самооценки

Маленький ребенок еще не имеет собственных взглядов и образ себя формирует как отраженную самооценку. Кто же является тем зеркалом, в которое смотрится ребенок, познавая себя? В раннем возрасте — это семья и в первую очередь родители. Каждый человек стремится к одобрению и пониманию со стороны других людей.
Малыш очень чутко прислушивается к словам и интонациям, обращенным к нему. Чувство психологической защищенности и безопасности, семейная атмосфера эмпатии: стремление понять, ободрить, поддержать ребенка, искренняя теплота и участие — вот из чего складывается позитивная самооценка.

Крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, как икрайнее пренебрежение ребенком, приводят к сходным результатам и не способствуют формированию адекватной самооценки. Вряд ли правомерно говорить о строгих причинно-следственных отношениях: стиль воспитания — уровень самооценки. Самооценка — личностное образование, а это означает, что базой является индивидуальные (врожденные) особенности. Поэтому важно не только то как влиять, но и то на кого влиять. Этим объясняется тот факт, что в одной семье дети (при прочих равных условиях) могут иметь разный уровень самооценки.
На какие индивидуальные особенности и качества личности малыша стоит обратить особое внимание?

Тревожность — безоценочное качество личности. Нестабильность требований, завышенные ожидания в отношении малыша, частые наказания могут привести к тому, что ребенок станет сомневаться в своих возможностях. Страх допустить ошибку, не справиться приводит к тому, что ребенок теряет инициативу, начинает бездумно следовать чужим указаниям. Таким образом, круг замыкается: тревожность и страх еще более снижают достижения ребенка, за этим следует недовольство взрослых, наказание и как следствие - еще большая тревожность. Помочь детям выйти из этого круга может только взрослый! Безоценочность суждений, безусловная поддержка малейшей инициативы, терпение — все это поможет вернуть эмоциональный комфорт ребенку, а вместе с ним и позитивное отношение к себе.


Демонстративность — другая заостренная черта личности. Она характеризуется повышенной потребностью в успехе и внимании к себе со стороны окружающих. Причина обычно кроется в недостатке внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя заброшенными, «недолюбленными». Часто с появлением в семье младшего ребенка эта личностная особенность проявляется ярче и добавляет родителям новых хлопот. Взрослым бессмысленно сердиться или наказывать за такое поведение. Чем менее эмоциональна будет реакция родителей, тем лучше.
Старайтесь чаще разговаривать с ребенком, очень разряжает атмосферу юмор и телесный контакт (может быть, вы затеете возню на ковре или обнимете перед сном). В любом случае малыш должен физически ощущать ваше присутствие, внимание и нежность.

Чувство обиды — типичное эмоциональное переживание ребенка. Дети отстаивать свои позиции, желания, свое право на автономность. В результате столкновения интересов происходят конфликты, ссоры. Уровень мышления ребенка таков, что у него доминирует контрастная черно-белая логика. Поэтому обиды являются закономерным ее следствием. Если чувство обиды становится доминирующим переживанием, можно говорить об эмоциональной неустойчивости малыша. Такие дети часто плачут, обижаются при проигрыше в игре, болезненно реагируют на замечания, повышенный тон голоса.
Обидчивость является характерной чертой детей с заниженной самооценкой. Очень важна поддержка родителей: необходимо учить ребенка выходить из конфликтной ситуации. Взрослый может быть лишь посредником в разрешении конфликта между детьми, но никак не активным его участником.

Себялюбие (эгоцентризм) является, собственно, индикатором завышенной самооценки. Предложите малышу «примерить» на себя другие роли.

Читаете ли книгу, смотрите ли фильм — обращайте внимание ребенка на то, что переживают герои, почему огорчаются или радуются.


Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка — то, на что он претендует в познавательной деятельности и отношениях. Самооценка достаточно устойчива и часто, особенно у детей, неосознанна.
Уровень притязаний зависит от ситуации, от выполняемой деятельности так, в одной ситуации человек может притязать на самую высокую оценку, а в других — ни на что не претендует. Уровень притязаний почти всегда осознан, и этим он также отличается от самооценки.

Соответствие самооценки и уровня притязаний также является одним из показателей психологического благополучия. Понятно, что низкая самооценка и высокий уровень притязаний, так же как и обратная ситуация (высокая самооценка и низкий уровень притязаний), неизбежно приведут к внутреннему конфликту. Высокое нервное напряжение, возможная тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что их представление о себе постоянно меняется, а потому меняется и поведение, и характер общения. Помогите своему ребенку выбирать задания подходящего уровня сложности, не забывая о постепенном усложнении. Для развития малышу необходимо прикладывать некоторые усилия. При этом помните, что дети имеют право ошибаться и просить помощи.
Как видим, формирование самооценки является для ребенка не только важным этапом развития личности, но и основой будущих побед и возможных неудач. Важно вовремя внести коррективы в воспитательный процесс.
Помочь малышу объективно взглянуть на свои достоинства и успехи, окинуть критическим взглядом откровенные преувеличения возможностей. Но не будьте чересчур строги! В любом случае для малыша откровенно завышенные представления о себе являются более благоприятным фактором, чем негативная самооценка. Именно самоуважение — основная слагаемая успеха настоящего и будущего. Это то качество, которое дает стимул к дальнейшему развитию личности, формированию равных отношений с другими людьми и обществом в целом.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

• Принимайте ребенка таким, какой он есть.

• Установите определенные границы возможного поведения, внутри которых ребенок будет чувствовать себя защищенным и вместе с тем свободным.

• Учитывайте реальные возможности малыша и не требуйте большего.

• Давайте ребенку посильные поручения. Малыши любят чувствовать себя полезными и умелыми.

• Искренне радуйтесь каждому успеху малыша. Ваше отношение вселяет в него уверенность и
стимулирует к новым достижениям.

• Уважайте труд малыша, позвольте ему закончить начатое дело. И не стремитесь в хозяйственном прорыве отправлять шедевр юного гения в мусор.

• Хвалите и ругайте за конкретные поступки, не оставляя это на потом. Ваша реакция должна быть непосредственной, но всегда соизмеримой с самим поступком.

• Поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером всех начинаний, но также покажите, что другие могут быть в чем-то лучше его.

• Учите от души радоваться успехам других.

• Рассказывайте ребенку о своих победах и неудачах. Анализируйте вместе с ним свои возможности и полученные результаты. Дети должны видеть, что в жизни есть место и для успехов, и для поражений. Главное - научиться делать правильные выводы.

• Сравнение ребенка с другими детьми недопустимы, так как оно порождает обиды и зависть.

Пусть ориентиром будут те изменения, тот прогресс, который вы наблюдаете в своем ребенке. Сравнивайте его с самим собой - с тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра.

• Излишняя опека также вредит формированию адекуватных представлений о себе, как и
попустительское отношение. У ребенка, защищенного от любых неблагоприятных последствий своего поведения, нет необходимости в развитии внутренних механизмов, способных удержать
его от плохих поступков.


"НАПРАСНЫЕ" СЛОВА

«Ты у меня лучше всех!» - как приятно говорить эти слова малышу. Однако, произнесенные многократно, они дезориентируют ребенка, не давая ему критерия оценки, системы координат в понимании себя. Какую информацию усваивает ребенок? «Если я лучше всех, то зачем что-то еще делать?» - так формируется завышенная самооценка. «А вдруг у меня не получится, и в глазах мамы я не буду лучшим? Не стоит и пробовать» - источник заниженной самооценки.


«Вечно ты все проливаешь» - часто высказываясь подобным образом, сами родители делают ребенка тревожным и неуверенным в своих силах. Впрочем, подобного эффекта можно добиться и другим путем: бросаясь на помощь малышу всякий раз, когда он начитает что-либо делать самостоятельно, или с тревогой и безнадежностью следя за всеми его действиями, например за тем, как кроха наливает себе в чашку молоко из пакета.


«Антон сказал, что я дурак!» - жалуется матери трехлетний малыш. Хочется верить, родителям хватит терпения обсудить с ребенком каждую подобную ситуацию. «Почему так сказал Антон? Что было до этого? Чем ты ему ответил?» Здесь очень важно выбрать верный тон для разговора, Постарайтесь без эмоций обсудить сложившуюся ситуацию. Подскажите, как поступить, но ничего не делайте за ребенка. Малыш должен почувствовать вашу уверенность в том, что ему по силам справиться самому.


«Весь в отца». Обычно эти слова имеют отрицательный подтекст. Таким образом, ребенок усва¬ивает два нежелательных для нас смысла: «Я так же плох, как и отец» и «Изменить что-либо невозможно». То есть малышу навязывается так называемый негативный семейный сценарий.


Домашнее имя или «дразнилка». «Как вы лодку назовете, так она и поплывет» - это правило справедливо и в отношении домашнего имени ребенка. Часто такие имена-прозвища отражают какие-то особенности малыша, иногда являясь даже своеобразной оценкой. Вспомните героя «Двенадцати стульев» Воробьянинова: несмотря на почтенный возраст Ипполит Матвеевич так и остался слабовольным Кисой. И наоборот, необычное красивое производное от имени или фамилии может послужить хорошим дополнением в формировании представлений о себе.


По материалам статьи О.Новиковой
Похожие статьи
Как не вырастить эгоистаКак не вырастить эгоистаЗначение родительского авторитета в воспитании ребенкаЗначение родительского авторитета в воспитании ребенкаДетское упрямство. Стоит ли с ним боротьсяДетское упрямство. Стоит ли с ним бороться
Последние статьи
Что нужно знать о менингите у детейЧто нужно знать о менингите у детейПолезный перекус на перемене. Что дать с собой ребенку в школуПолезный перекус на перемене. Что дать с собой ребенку в школуСколиоз в младенческом возрасте. Лечение и профилактикаСколиоз в младенческом возрасте. Лечение и профилактикаПолезные завтраки для дошкольниковПолезные завтраки для дошкольниковУход за кожей малыша в летний периодУход за кожей малыша в летний периодПервый раз на море с малышом. Правила поведения на пляжеПервый раз на море с малышом. Правила поведения на пляже
6 случайных статей
Игра в прятки - это больше, чем забаваИгра в прятки - это больше, чем забаваСтрахи и беспокойства молодой мамы после рождения малышаСтрахи и беспокойства молодой мамы после рождения малышаЧто делать, если ребенку поставили диагноз «перинатальная энцефалопатия»Что делать, если ребенку поставили диагноз «перинатальная энцефалопатия»Вредные привычки у детейВредные привычки у детейПолезные и бесполезные покупки к рождению ребенкаПолезные и бесполезные покупки к рождению ребенка4 мифа об отношениях папы и малыша4 мифа об отношениях папы и малыша


НАША РЕКЛАМА

  • Элитные подарки девочке на Годик
  • BABY-Букеты из детской одежды на рождение
  • Эксклюзивные мишки CLEMENS, Германия
  • Немецкие виниловые куклы Schildkroet, новинки 2017
  • Элитные французские развивающие коврики
  • Французские мягкие игрушки новорожденным
  • Коробочки для первого зубика и локона
  • Элитные подарки мальчику на Годик
  • Элитные фотоальбомы новорожденным
  • Элитные подарки на крещение
  • Королевский подарок новорожденному


НАШИ КЛИЕНТЫ

ГлавнаяГлавнаяДоставкаДоставкаКорзинаКорзинаНаписатьКонтакт
0,132 sec.