Дата: 18/01/2007 | Читали: 2386873 раз | Раздел: Психология, воспитание, развитие ребенка | Все статьи
Если ребенок левша….
Левшам приходится не просто в некомфортном для них праворуком мире. Особенно тем, кто в этот мир только вступает. С самого рождения левшей окружают предметы, которые приспособлены для правой руки. У левшей не остается выбора: приходится привыкать к неудобным, но необходимым вещам. Правда, примерно до 5 лет ребенку все равно, какой рукой пользоваться. Настоящие сложности начинаются со школы.
Сколько мук приходится претерпевать левше в школе, о которых его однокашники не догадываются! Начнем с того, что сидеть за партой справа левше неудобно: сосед без конца толкает его под руку. Поэтому левшу рекомендуется сажать слева и лучше не на проходе, чтобы ему не мешали.
Зачастую родители и педагоги не знают, как обучить детей «леворукому письму». Есть несколько способов.
Первый: рука расположена так же, как располагается рука праворукого человека при письме, лист бумаги лежит вдоль левой руки, с наклоном вправо. В этом случае рука ребенка находится над строкой.
Второй: этот способ называется «инвертный». Лист бумаги по отношению к ребенку наклонен влево, кисть руки повернута в сторону груди. Но каждый маленький левша сам должен выбрать тот способ, который удобен именно ему.
Но научить леворукому письму полдела, у левшей возникают сложности с ориентацией в пространстве, в тетрадных клетках. Левши могут путать право и лево, верх и низ.
В тетрадках левшей можно обнаружить немало удивительного. Они часто игнорируют левую часть прописи и смело «выезжают» на соседнюю страницу. Или начинают писать с правой стороны листа. У левшей намного чаще, чем у их ровесников, возникают проблемы с почерком, написанием ровных строчек.
Не слишком чтят левши знаки переноса и порой втискивают конец слова в строку или могут оставить полстроки пустой лишь бы не связываться с правилами.
Опытные педагоги считают, что нередко трудности у левшей вызывает чтение и математика из-за особенностей их пространственных представлений, зрительных и слухомоторных координаций. Например, освоив устный счет, леворукий ребенок может столкнуться с трудностями при письменных вычислениях в столбик. Хотя, конечно, эти трудности знакомы далеко не всем левшам.
Раньше проблема решалась просто: все дети должны писать правой рукой, леворукость – упущение родителей и неправильное развитие детской моторики. Самым упрямым школьникам на уроках письма приходилось сидеть с привязанной за спину рукой.
Только в 1980 году профессор Анатолий Чуприков заявил, что переучивать леворуких вредно. К его словам сначала отнеслись с недоверием, веь считалось, что писать левой рукой всего лишь странная прихоть. Профессор получил тысячи писем от левшей, они поддерживали и благодарили его. Через 5 лет во всех школах переучивать маленьких левшей запретили.
Однако, левшество не всегда подразумевает использование только одной рабочей руки – левой. Известны случаи так называемого «скрытого симметричного левшества», или амбидекстрии, когда дети равноценно используют и правую, и левую руку. Притом одна из них является ведущей так же, как глаз и ухо. Определить скрытое левшество могут только специалисты (нейропсихолог, логопед, дефектолог). А они полагают, что амбидекстрия не дефект. Поэтому нужно не переучивать ребенка, а помогать ему.
Для этого существует целый комплекс специальных упражнений и специальные программы коррекции. Такие дети могут слабо учиться, не успевают решать задачи, хотя в житейских вопросах они могут проявлять выдумку и смекалку. Скрытое симметричное левшество можно выявить при обследовании, ребенку назначают занятия в коррекционной группе. После таких занятий дети успешно учатся, секрет в том, что межполушарные связи у амбидектров устанавливаются медленне, чем у других детей. К 14-15 годам разница фактически сглаживается, и тогда подросток может открыть в себе массу способностей. К сожалению, зачастую добиться успеха мешают ярлыки, приклеенные еще в младших классах.
Способы, которые помогают определить преобладающее левое или правое полушарие у ребенка.
• Скрестите руки на груди в «позе Наполеона». Та рука, которая окажется сверху, для вас является ведущей.
• Пронаблюдайте, какая рука сверху, когда вы аплодируете.
• Сложите ладони ровно, вплотную друг к другу, пальцы ведущей руки обычно на пару миллиметров длиннее.
• Возьмите карандаш. Выберите объект и смотрите на него через кончик карандаша. Зажмурьте один глаз, затем другой. Если мишень смещается при закрытом левом глазе, он – ведущий, если при правом, то ведущий глаз – правый.
Выполняйте с ребенком различные упражнения: научите его копировать фигуры, воспроизводить их по памяти, различать среди других. Если левша начинает писать с правой стороны листа, то с левой можно провести вертикальную линию – «стартовую черту».
Родителям маленького левши следует с самого начала наладить контакт с педагогом, понять, поможет ли он школьнику в преодолении трудностей.
Чтобы ребенок не чувствовал своей оторванности от класса и не воспринимал леворукость как странность или даже болезнь, надо рассказать ему о его исключительности, объяснить, что не все дети используют левую руку как он. Расскажите, что среди леворуких людей много знаменитостей. Назовите ребенку их имена.
Они тоже были левшами:
В числе знаменитых левшей – Юлий Цезарь, Жанна дАрк, Леонардо да Винчи, Наполеон, Уинстон Черчиль, английская королева Елизавета, Карл Великий, Роберт Шуман, Исаак Ньютон, Марк Твен. Леворуким был писатель Николай Лесков, написавший знаменитую повесть о Левше, подковавшем блоху.
По материалам статьи А.Лозовской