Дата: 10/04/2009 | Читали: 2386943 раз | Раздел: Психология, воспитание, развитие ребенка | Все статьи
Няня, по словам малыша, его наказывает, больно шлепает и даже «заставляет голодать». Старшая сестра ругает «злыми» словами и «выкручивает руки». А соседский друг вчера напал в песочнице и укусил. Прямо за горло. Было море крови. «Кровавое обстоятельство» наводит вас на мысль, что на самом деле ничего не было: вампир-ровесник – плод воображения ребенка. Вы догадываетесь, что и все прочие случаи, в которых описываются телесные увечья и оскорбления, выдуманы. Откуда рождаются такие фантазии?
Враг из сказок и враг из жизни
Все нормальные дети – фантазеры. Выдумки и реальность для них почти не отличаются. История про Машу, которая попала в избушку к трем медведям, поела кашку и уснула в деревянной кроватке, с точки зрения малыша, могла произойти и с ним в реальной жизни. Не удивляйтесь, если, вернувшись с прогулки по лесу, он расскажет, что видел ту самую избушку, заглянул внутрь и чудом убежал от медведей, которые хотели его обидеть.
Рассказы про его битву с драконами, про то, как он вместе с Ильей Муромцем боролся с Соловьем-разбойником и помогал Питеру Пэну обмануть кровожадного Капитана Крюка, – отличная тренировка воображения, борьба с собственными неосознанными страхами. Воображение – важнейшая психическая функция, фундамент мышления. Постарайтесь с интересом выслушать все подробности истории и ни в коем случае не показывайте малышу, что усомнились в реальности происходящих событий.
Когда ребенок рассказывает, что его избили или покусали не сказочные персонажи, а реальные люди, это «игра» другого рода. Он выстраивает ее по классическим законам интриги – выбирает людей, которым вы доверяете и симпатизируете, и превращает их в злодеев. Это тревожный симптом. В основе – острое ощущение недостатка внимания, которое может переживаться ребенком как отсутствие любви.
Борьба за чувства мамы
Если малыш живет с ощущением дефицита вашего участия в его жизни, он вынужден прибегать к симуляции, чтобы привлечь внимание. В борьбе за вас, за ваши чувства ребенок рассматривает окружающих как конкурентов. Он ревнует вас ко всем, на кого вы обратили благожелательный взгляд, с кем ласково заговорили, к кому проявили интерес. И борется с ними, как со злобными ворами, посягающими на главную его ценность. Сложность заключается и в том, что в ваше отсутствие малыш ценит общество «строгой» няни или «злой» старшей сестры.
Более того: он любит их. Но готов принести свои отношения с ними в жертву, предать их – ради вас, ради вашего внимания. Опыт подобного детского предательства чрезвычайно болезнен для малыша. Стараясь преодолеть его последствия, ребенок начинает лицемерить и лгать. Возникает замкнутый круг, из которого ему невозможно выбраться в одиночку. А значит – вам нужно менять тактику поведения.
Не спешите реагировать на сообщения ребенка: вы можете кого-нибудь незаслуженно обидеть. Не спешите также разоблачать малыша и ругать его за вранье.
Если в ответ на сообщение, например, о злодеяниях няни ваша эмоциональная реакция будет сильной – в пользу или не в пользу ребенка, – окажется, что он так или иначе добился своей цели. Даже если вы его и не пожалели, все равно вас задело, разбередило вам душу. Причина тому – он, ваш сын (или дочка)! Не совсем то, что задумано, но и так сойдет. Подобного ни в коем случае нельзя допускать.
Продемонстрируйте, что расчет ребенка на эмоциональный взрыв с вашей стороны неправильный. Проявите интерес к действительным событиям в его жизни: «Лучше расскажи, во что вы играли с няней». Пофантазируйте вместе, как можно было бы развить сюжет игры. Выслушивайте и рассматривайте внимательно, уточняйте подробности. Внимание к подробностям и есть главный показатель вашего интереса к жизни ребенка. Это дети ценят больше всего. Разговаривая с малышом, посадите его к себе на колени, обнимите. Скажите, что он умница, столько всего успел за день. А вы занимались тем-то и тем-то. Это не так интересно, но не менее важно. Помечтайте, что бы вы могли сделать вместе – в ближайшем будущем и в отдаленной перспективе. И постарайтесь выполнить намеченное.
По материалам статьи М.Аромштам из журнала «Мой маленький» №3 за 2009 год.