Дата: 04/09/2015 | Читали: 2729998 раз | Раздел: Психология, воспитание, развитие ребенка | Все статьи

Старший и младший ребенок в семье — это разные личности, и каждый нуждается в родительской любви и внимании.
Советы, как сохранить равновесие в отношениях между детьми.
- Давайте детям возможность заботиться друг о друге (не заставлять, а приветствовать инициативу).
Например, если один ребёнок обидел другого, можно дать некоторое время, чтобы он попробовал его утешить, а не бросаться самим успокаивать. Обижающий при этом поймёт, что в его силах не только испортить атмосферу, но и наладить её тоже.
- Когда старший ребенок делает что-то в отношении младшего совсем не так, как надо, не спешите его ругать. Подумайте, с какими намерениями он это делает? Скорее всего, он не хочет ничего плохого, а совсем наоборот. В этот момент важно выразить свое одобрение, и показать, объяснить, как лучше всего сделать, каким способом ребенок может проявить свою любовь и заботу младшему братику или сестре.
- Поощряйте интерес и заботу старшего о младшем, контролируйте и учите, как это нужно делать (водить его ручки своими руками, например), не ограничивайте их контакты в моменты, когда старший искренне хочет сблизиться с младшим, даже если у него поначалу плохо получается.
Это очень хрупкое желание, которое можно легко разрушить запретами или своей бурной реакцией.
- Подсказывайте детям, как они могут друг другу помочь, делать что-то вместе.
- Не сравнивайте детей друг с другом! Даже если сравнение кажется положительным для обоих, это может подтолкнуть их к дальнейшему соревнованию.
Лучше сравнивать каждого ребёнка с его прошлыми достижениями.
- Нельзя навешивать ярлыки и давать детям фиксированные роли в семье. Если одного ребёнка называют "наш танцор" или "певец", то это обесценивает эту область развития для других детей, а сам ребёнок будет вынужден застрять в этом звании, даже если захочет поменять свои интересы.
-Каждому ребёнку нужно стараться уделять время наедине, без других детей.
- Если оба ребёнка требуют внимания одновременно, нужно периодически отвлекаться вперёд на старшего, даже если младший совсем младенец и кажется, что его нужды важнее.
- Не подавляйте конфликты, а признавайте право детей на негативные чувства друг к другу, учить их правильно выражать свои эмоции.
- Не старайтесь постоянно вмешиваться и выносить свой вердикт, иногда достаточно просто выслушать обе стороны и признать их право на злость и обиду. Когда они выскажут свои претензии родителю, их накал по отношению друг к другу спадёт.
- Озвучивайте невысказанные чувства при конфликте, когда сами дети их не осознают.
-
Не принимайте ничью сторону в конфликте, т.к. даже ребёнок, вроде бы инициирующий агрессию, изначально сам чувствует фрустрацию от невозможности сделать что-то по-своему.
- Напоминайте о позитивных моментах, которые недавно случались, как один ребёнок позаботился о другом, помог ему, рассмешил, сделал комплимент. Подчёркивайте, что они это делают, потому что любят друг друга.
- Не забывайте, что старшие дети тоже всегда остаются детьми, они тоже маленькие, нельзя требовать от них чего-то только потому, что они "уже большие" и должны терпеть, помогать, подождать и т.д.
- Не заставляйте старших заботиться о младших, не вменять им в обязанность какие-то рутинные дела.
Если ребёнок хочет помочь, делает это постоянно - это можно принимать и поощрять. Но у него всегда должно быть право передумать и перестать вам помогать.
- Выстраивайте привязанность в соответствии с возрастными уровнями, то есть, начинать с уровня чувств, давать детям прикасаться друг к другу, учить их делать это осторожно, не исключать физический контакт с младенцами, даже если вам страшно.
Потом подключать приёмы, укрепляющие привязанность на следующих уровнях.
- Не давайте старшему ребёнку ложных надежд, что малыш родится и будет с ним играть, будет его любить. Лучше описывать будущее как можно более реалистично, что играть он сможет ещё нескоро, а сначала будет плакать, кушать и спать, часто лежать у мамы на ручках.
- Можно устраивать "кукольный спектакль" с младшим ребёнком, пока он ещё не говорит, произносить фразы за него, бегать с ним за старшим в догонялки, озвучивать, что это они вместе "играют" друг с другом.
- Не разделяйте детей после рождения младшего, не отдавайте старшего ребенка няне, бабушкам.
Чем больше времени дети проводят порознь, тем меньше у них возможностей научиться мирному сосуществованию, узнать друг друга.
- Устраивайте совместные купания, валяния, сидения на коленках у родителей, ношения на руках двоих одновременно, если хватает сил.
- При просмотре фото и видео подчёркивайте похожесть детей и отмечать их индивидуальность в одном и том же возрасте.
- Выделяйте каждому ребенку зону только для его вещей, не разрешайте другим детям брать их без спроса у хозяина.
- Если оба ребенка ходят в один садик, можно попросить воспитателей разрешить им видеться в течение дня.
-Выбирайте с одним ребёнком подарки для других, заодно можно обсудить, чем они увлекаются, что любят.
- Учите старшего, чем он может занять младшего, чтобы совместная игра была продуктивной - выдать ему какую-то игрушку, научить несложным действиям в общей игре, отвлечь. Таким образом у младшего будет меньше соблазна влезть на территорию старшего и что-то ему испортить, вызвав у того недовольство.