Дата: 18/03/2017 | Читали: 2386188 раз | Раздел: Психология, воспитание, развитие ребенка | Все статьи
Речь малыша – показатель интеллектуального и психического формирования ребенка.
Уже отметили годик, а ребенок никак не желает порадовать семью первыми словами? Чтобы малыш поскорее перешел от "агу-агу" и "ма-ма" следуйте простым советам, которые помогут разговорить кроху и расширят его словарный запас.
Даже если это вам не свойственно, самое время стать болтуном. Рассказывайте малышу о том, что вы делаете и чувствуете, пусть вас не смущает тот факт, что он еще не может поддержать диалог. Но только не опускайтесь до его уровня: не сюсюкайте, называйте машину машиной, а не «би-би», собаку - собакой, а не «гав-гав». Говорите с ребенком взрослым языком, ведь он вас понимает. Но не ждите слишком быстрой ответной реакции: между его способностью понимать и возможностью выражать свои мысли – дистанция в два года. Наберитесь терпения!
Многие мамы рассказывают, как им приходится ежедневно читать на ночь «Доктора Айболита», или «Телефон», и удивляются, как детям не надоедает слушать одно и то же. Но в этом-то и главный смысл чтения малышам. Не бойтесь повторений и много раз читайте ребенку одну и ту же сказку: слушая одни и те же слова (и даже фразы), он лучше их запомнит. Даже если вы уверены, что он «пока еще ничего не понимает», будьте уверены – его мозг «аккумулирует» информацию. Включайте малышу диски с детскими песнями (саундтреками из мультиков) и сказками для самых маленьких – так ему легче будет запоминать повторяющиеся слова.
Чтобы привлечь внимание ребенка к своей речи, приблизьте его лицо с своему, говорите медленно, четко артикулируя новые слова, утрируйте некоторые интонации, помогайте себе мимикой. Это поможет малышу выделять из вашей речи отдельные слова, узнавать их, а затем и понимать. Не торопитесь, речь должна быть четкой. Старайтесь не сюсюкать и не лепетать, иначе крохе будет трудно «прочитать» то, что вы говорите.
Малыш коверкает какое-то слово? Например, говорит «моколо», а не «молоко»? Вместо того чтобы раз за разом исправлять его, переформулируйте то, что он говорит, другими словами: «Это напиток, который дает нам корова. Он продается в магазинах». Это расширит словарный запас ребенка, и он будет пытаться самостоятельно подбирать синонимы. Также не заставляйте кроху выговаривать звуки, которые у него пока не получаются – звук «р», шипящие, свистящие. Подождите немного – всему свое время.
Выберите с ребенком одну-две книжки с картинками минимумом текста. Перелистывайте и читайте ее вместе с ним снова и снова. В конце концов, малыш выучит ее наизусть. А затем, читая, притворитесь, что вы ошиблись, дождитесь реакции малыша - скорее всего, ребенку захочется вас поправить. Еще один вариант – предложить малышу «почитать» любимую сказку вслух самому, хотя бы частично. Помогайте ему и поддерживайте, даже если он будет ошибаться и, на ваш взгляд, временами нести полную околесицу.
Какими бы ни были причины расстройства речи ребенка, родители должны помочь крохе преодолеть трудности. Ведь «риторика» не только ключевой фактор развития интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей малыша, но и залог жизненного успеха.
По материалам статьи А.Борисовой