Освоив к 2-3 годам местоимение «Я», малыш не умеет рассматривать себя в зеркале.
Попросите его посмотреть на свое отражение и потом нарисовать: он наверняка пойдет по привычному пути: точка, точка, два крючочка.
После 3-4 лет поиграйте с малышом в путешествие Зазеркалье (можете использовать сказочные образы, связанные с зеркалом: приключения Алисы, Королевство кривых зеркал, говорящее зеркало из Белоснежки, зеркальце из сказки А.С.Пушкина «О мертвой царевне и Семи богатырях»…).
Путешествие первое: для самых маленьких
Понадобится небольшое зеркальце, лучше круглое, позволяющее рассматривать свое лицо. Ребенок задает вопросы зеркало, а взрослый подсказывает:
Свет мой зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее?
Всех румяней и белее?
Далее следует вольный текст:
Покажи мне глазки,
Покажи мне ушки,
Щечки, ротик, носик,
Светлую (темную) макушку.
Вариации текста могут быть разными, главное, чтобы было перечислено как можно больше деталей отражения:
Бровки да реснички,
Ямочки, косички,
Подбородок, родинку…
Хвостик на макушке,
При этом каждый раз надо просить ребенка проводить пальчиками по глазам, бровям, губам, чтобы запомнить их форму и линию.
Путешествие второе.
Вам понадобиться большое зеркало, во весь рост, чтобы малыш встретился с зеркальным двойником. Зеркало отражает человека во всех подробностях, но то, что у вас и у ребенка справа, в зеркале оказывается слева. Карапуз шевелит правой рукой, а его отражение – левой; зажмуривает правый глаз, а отражение – левый; топает левой ногой, а отражение – правой. Это мир наоборот!
Это волшебство вы можете использовать, чтобы потренировать пространственное чувство ребенка «справа» и «слева». Договоритесь, что один из вас (сначала – ребенок) будет зеркалом. Зеркало должно в точности повторять все движения, которые ему показывают. При этом движения правой руки будет выполнять левая рука, движения правой ноги – левая нога и т.д.
Путешествие третье
В него отправляются дети, освоившие буквы и меющие прочитать коротенькие печатные крупно написанные слова. В сказке Ирины Токмаковой «Аля, Кляксич и буква Я» тайна исчезновения буквы открывается при помощи зеркала: оказывается, заколдованная надпись была сделана зеркально, поэтому ее невозможно было прочесть.
Чаще всего такие загадочные надписи создают дети, осваивая письмо: пишут справа налево да еще и перевернутыми буквами. Эта ошибку делают все без исключения дети, часто вплоть до школы. Игра в волшебников или в шифровальщиков поможет сразиться тем же оружием: придется иметь дело с зеркальными надписями.
Для начала можно просто потренироваться расшифровывать слова (которые, не поленившись, заготовит старательный родитель) при помощи зеркала: надо, чтобы малыш понимал, что он пишет так, как буквы отражаются в зеркале, а надо – наоборот. Для малышей постарше можно зашифрованные надписи использовать в играх в исследователей,археологов, волшебников и т.д. Каждый раз надо прочитывать путеводную записку при помощи зеркала.