Дата: 04/11/2010 | Читали: 2386497 раз | Раздел: Психология, воспитание, развитие ребенка | Все статьи
К 8–10 месяцам большинство детей начинают проявлять повышенный интерес к содержимому своей тарелки, с упоением размазывая по доступным поверхностям кашу и пюре. Это своеобразный сигнал, что малыш готов приступить к первому в жизни уроку лепки.Однако даже самые безопасные и экологически чистые массы для лепки все-таки рассчитаны на детей не младше полутора-двух лет. Для самых маленьких идеальным материалом станет соленое тесто. Его готовят из равных частей муки и соли, которые разводятся водой до консистенции мягкой глины. Такое тесто можно хранить в холодильнике в течение трех недель. При желании его можно слегка тонировать соками или пищевыми красителями.
Наш совет: чтобы сделать фактуру теста более сложной, добавьте в него немного манки, гречки или риса. Правда, в этом случае вам придется внимательно следить, чтобы малыш не тянул массу в рот.
Чтобы свести к минимуму «творческий беспорядок», застелите пол в кухне пленкой, посадите малыша в высокий стульчик, а тесто для лепки положите в глубокую миску или на небольшой поднос. Самому скульптору наденьте моющийся фартучек, а лучше разденьте его до памперса.
Скорее всего, больше вам ничего делать не понадобится: кроха сам будет с наслаждением исследовать новую для него стихию – погружать в тесто пальчики, жать, мять, растягивать, размазывать. Однако, если малыш побаивается непонятной «игрушки» или не очень понимает, что с ней делать, помогите ему:
• опустите его ручки в емкость с тестом;
• положите туда несколько симпатичных игрушек;
• на глазах у малыша «утопите» в небольшом количестве теста сенсорный шарик и предложите вместе поискать его;
• возьмите детскую ручку в свою и на пару с малышом размажьте по подносу небольшой комочек теста, поводите по нему пальчиком крохи, прижмите к поверхности его ладошку и вместе порадуйтесь замечательным отпечаткам.
• положите на слой теста сенсорные шарики с выраженным рельефом. Возьмите ладошку малыша в свою руку, покатайте шарик по тесту, а потом покажите крохе, какие интересные следы получаются.
Я леплю из пластилина…(полтора-два года)
С полутора лет малышу уже можно предложить лепить из пластилина. Для самых маленьких подойдет яркая мягкая масса для лепки, которая продается, как гуашь, в небольших баночках.
Наш совет: не стоит сразу же предлагать целый набор – дайте для начала одну баночку. Обязательно назовите цвет пластилина, повторите несколько раз: «Возьми, Катя, желтый пластилин!», «Ах, как красиво Катя лепит желтым пластилином!». В следующий раз поставьте перед ним другой цвет, а когда кроха немного освоится, дайте ему сразу два цвета, потом три и т. д.
Когда кроха научится управляться с незнакомым материалом, предложите ему набор для лепки, в который входят разнообразные ножички, валики, скалочки, формочки и прочие интересные приспособления, с помощью которых он будет осваивать все новые и новые возможности пластилина.
Обратите внимание: совершенно не обязательно покупать готовый дорогой набор. Для ваших целей подойдут и обычные формочки для песочницы, и любые предметы домашнего обихода.
Не ждите, что, едва взяв в руки пластилин, кроха начнет лепить пресловутых «кукол, клоунов, собак», – до этого еще очень и очень далеко. Однако уже сейчас можно сделать так, чтобы он не только получал удовольствие от процесса возни с пластилином, но и наслаждался результатом.
• Мозаичные панно. Между годом и полутора детям очень нравится отщипывать маленькие кусочки пластилина от бруска. Если вы научите малыша наклеивать их на лист картона, у вас получится красочное абстрактное панно.
Обратите внимание: заполнить большой лист у малыша еще не хватает терпения. Первые работы должны быть размером приблизительно с визитную карточку.
• Барельефы. Еще одно любимое занятие – размазывать пластилин пальчиками. Если покрыть толстым слоем пластилина кусочек картона, в него потом можно вдавить фасоль, макароны интересной формы, найденные на прогулке семена и веточки, – получится великолепный барельеф.
Наш совет: дайте крохе картонную заготовку в виде зверька, деревца, домика. Когда он покроет ее пластилином, вы вместе сможете ее украсить.
• Долепливание. Лучший способ заинтересовать малыша пластилиновым творчеством – лепить вместе с ним. К примеру, мама лепит елочку, а малыш украшает ее игрушками. Мама ваяет снеговика, а малыш делает глазки и носик-морковку.
Наш совет: занятие станет еще интереснее, если вы будете сопровождать лепкой сказку. К примеру, вы рассказываете сказку про Машу и медведя, а малыш «печет» пирожки для Машеньки.
Шарики-колбаски
(2–3 года)
Лепить пресловутые колбаски и шарики, с которых начинается любое пособие по работе с пластилином, не так просто, как кажется. Дети младше двух лет редко обладают необходимым для этого уровнем развития моторики.
Прежде чем приступать непосредственно к лепке, стоит потренироваться, чтобы подготовить пальчики к непривычной работе. Положите детскую ладошку на карандаш или небольшой шарик и предложите покатать их. Чтобы заинтересовать малыша, придумайте игровую ситуацию: к примеру, нужно раскатать карандашиком пластилин для дорожки, по которой покатится Колобок, или при помощи сенсорного шарика «распахать» огород для репки.
Наш совет: желательно менять размер и фактуру предметов:
• карандаши, круглые и граненые;
• пробки;
• соломинки для сока;
• шарики, гладкие
и рельефные;
• орехи.
Когда малыш начнет уверенно справляться с заданиями подобного рода, можно начинать лепить колбаски и шарики из пластилина.
Обратите внимание: малышу проще слепить шарик размером с грецкий орех, чем с горошину. Колбаску легче сделать из заготовленного взрослым шарика, чем из нетронутого бруска.
…Получился человечек! (2,5–3 года)
Лепка людей и животных – высший пилотаж для маленького скульптора. Однако слепить отдельно ручки-ножки-голову, а затем присоединить все это к туловищу – пока что непосильная задача для крохи. Проще начинать с «вытягивания» фигурки из цельного куска пластилина.
• Из кусочка пластилина сделайте цилиндр;
• примерно четверть бруска слегка оттяните и придайте ему округлую форму, –
это будет голова;
• сделайте защипы по бокам туловища и немного вытяните их, – это будут руки;
• точно так же сделайте ноги;
• вытяните нос и уши;
• «оденьте» фигурку, облепив ее разноцветным пластилином, лоскутками, фольгой, природным материалом;
• лицо нарисуйте зубочисткой или оформите с помощью кусочков пластилина и других материалов.
Обратите внимание: подобным образом можно лепить и зверей.
Поначалу малыш будет лепить вместе с вами, прищипывая носик, ушки, ручки, делая наряд для человечка. И лишь когда он поймет, что от него требуется, можно переходить к самостоятельному творчеству.
Наш совет: если слепить человечков и зверей не из пластилина, а из самоотвердевающей полимерной массы для лепки («пластики»), ими можно будет потом играть.
По материалам статьи А.Штейн из журнала "Мой маленький"