Дата: 22/02/2012 | Читали: 2386648 раз | Раздел: Психология, воспитание, развитие ребенка | Все статьи
С момента рождения воспроизведение жестов и действий взрослого − одно из любимых занятий малышей. У совсем маленьких подражание играет очень важную роль: наблюдая за лицами родителей и воспроизводя их мимику, малыши учатся общаться.
Копируя взрослых, а позднее пытаясь повторить издаваемые взрослыми звуки, малыши вовлекаются в коммуникацию и осваивают речь.
В первые недели жизни малыш копирует выражение лица мамы и ее улыбку. Это его способ общения.
Начиная с 9 месяцев ребенок хватает различные бытовые приспособления (телефон, маникюрные ножницы, расческу) и пытается ими воспользоваться. Это бессознательное подражание, вызванное любопытством.
В возрасте 1 года малыш берет в руку ложку и хочет есть самостоятельно, копируя своих родителей.
От 1 года до 2 лет он думает, что может все делать, как мы, и даже лучше. Пытается повторять все наши действия, пусть и неловко.
Около 2 лет ребенок в состоянии по-настоящему помогать родителям, выполняя несложные задачи, и очень этим гордится.
После 3 лет в имитационных играх он берет за образец взрослого своего пола: таким образом он идентифицирует себя со взрослым, которым он со временем станет.
Копирование взрослых − это еще и способ узнать о своей половой принадлежности. Этот период начинается с 3 лет и становится для ребенка возможностью увидеть себя в будущем, отождествить себя со взрослым того же пола − взрослой личностью, которой он станет в дальнейшем.
Девочки красятся, надевают туфли на каблуках и мамины украшения.
А мальчики надевают папин галстук, берут его ноутбук и «идут на работу». Правда, в современном мире все не так однозначно – стереотипы меняются. Дети видят, как их отцы готовят ужин или меняют ребенку подгузник, а мамы − работают на компьютере.
Любознательность и наблюдательные способности маленького ребенка безграничны: благодаря им он и взрослеет. Конечно, он повторяет наши жесты и движения неловко, но зато с явным удовольствием и огромным энтузиазмом. Особенно если его достижения вызывают у нас смех: он снова и снова будет пытаться нам подражать. Но здесь важно помнить, что маленькие дети 1–1,5 лет могут почувствовать, смеются ли его родители от души или потешаются над ним, что может его ранить.
Полуторагодовалая девочка кормит куклу. И поскольку та рта не раскрывает, малышка с каждой новой ложкой произносит громкое «ням-ням». Понимает ли она, что все это не по-настоящему? Еще нет. Она считает, что ее кукла на самом деле поела. В этом возрасте реальное и воображаемое смешиваются, переплетаются. Только к 3 годам ребенок будет способен отличать действительность от подражания ей.
Когда маленький мыслитель научится принимать во внимание реальность, отличать ее от игры, перед ним откроются новые горизонты. Неважно, что в кастрюльке ничего нет, дочка объясняет, что варит щи и дает нам несколько ложек блюда. На третьем году жизни ребенок понял, что настоящая власть в руках у взрослых.
Он осознает свою слабость. Выход? Единственным способом обладать хотя бы частичкой удивительной силы является игра. Когда дети играют во дворе в воспитательницу, они говорят ее фразами, но обратите внимание: ведут себя строже, чем она. Так они пытаются овладеть абсолютной властью, которыми, как им кажется, обладают взрослые люди.
Таким же образом поступает малыш, которого заставляли есть то, что ему не нравится: он повторяет это с куклой, приказывая, чтобы она ела. Это способ «приручить» проблему и воспитать своих родителей, показывая им, чего делать не надо!
Копирование взрослого поведения — не только игра. В конечном итоге подражание позволяет нашим детям по-настоящему помогать нам, чем они страшно гордятся! Возможность накрывать на стол, мыть посуду, поливать цветы, кормить хомяка дает право на новый статус. Это также позволяет старшим детям отделиться от малышей, которые не умеют ничего делать
по-настоящему и лишены привилегированных прав. Не забывайте демонстрировать свое одобрение. И при этом не забудьте подчеркнуть его изобретательность и оригинальность. Повторять за старшими полезно, для того чтобы стать взрослым... но это не означает, что следует копировать других всю жизнь!
По материалам статьи Л.Андреевой