Эксклюзные подарки новорожденнымЭксклюзивные подарки на крестиныБукеты из детской одежды от Авторов, с 2005 годаЭлитные подарки на Годик ребенку

Дата: 21/06/2013 | Читали: 2116 раз | Раздел: Психология, воспитание, развитие ребенка | Все статьи

Как развивать память у ребенка
Пожалуй, все родители сталкивались с ситуацией, демонстрирующей особенности памяти произвольной и непроизвольной.
Годам к пяти-шести разница в развитии детей становится очевидной. Часто именно в это время родители начинают беспокоиться. Скоро в школу: уроки, задания, ответственность, а ребенок по десять раз одно и то же переспрашивает.
Действительно, память – важный показатель готовности к школе.
Однако ее недостаточное развитие в пять-шесть лет еще не говорит о том, что все школьные годы ребенок будет отставать от сверстников и что у него будут трудности в учебе.

С одной стороны, память действительно развивается сама – в процессе общения, повседневных ситуаций. С другой, нужны и специальные навыки, и тренировка. В 4−6 лет меняется процесс запоминания.
Память становится смысловой, освобождается от опоры на восприятие. Ребенок начинает осознанно управлять своей памятью. Но он не может научиться приемам запоминания, если у него нет в этом необходимости. Родителям стоит об этом позаботиться – особенно если ребенок не ходит в садик, где такие занятия – часть программы.
Домашние уроки по развитию памяти должны быть интересными для детей. Например, разыгрывание сценок, или чтение стихов по ролям, или игры. И будет лучше, если сам ребенок не будет знать, для чего вы это делаете. Обсуждать при нем проблемы памяти, ваши опасения не стоит.
Также не стоит давать оценки, напоминать, что вы следите за результатом. Это будет только поводом для тревоги, а не стимулом улучшить свою память.

Помнит все, что не надо

Причина такой избирательности – разное отношение к запоминаемому. В первом случае мотивация возникла сама собой: такие необычные слова, и все окружающие, услышав, сначала засмеялись – конечно, надо повторить. Во втором о мотиве должны были позаботиться взрослые. Особенно если слов много или они трудные для запоминания.
Создать мотив нетрудно, главное – он должен иметь позитивную окраску.
Дети по-разному реагируют на мотивы угрозы. Есть те, кому можно сказать: «Не справишься − никуда с нами не поедешь» (правда, это не значит, что такой способ убеждения должен быть ведущим: он формирует ориентацию на избегание неудач, а не на достижения). Но есть и такие, кого столь жесткий мотив дезорганизует совсем – вызывает страх.
То же касается и сверхсильной мотивации. Ребенок не боится, а, наоборот, слишком сильно хочет сделать все, как сказали. «Мы придем всей семьей, мы будем тебя фотографировать. Ты уж нас не подведи – там целый зал народу будет».
Всем процессам памяти: запоминанию, сохранению, воспроизведению – такая мотивация мешает. И забыванию (а это также процесс памяти) тоже. На выступлении половину забыл, половину перепутал, зато потом эта речь годами из головы не выходит. Слово в слово.

Некоторые полагают, что, чем старше ребенок, тем хуже у него память.
Конечно, в возрасте 6 лет говорить о том, что ухудшения памяти – следствие возраста, совершенно неправильно. И память, и внимание, и мышление, наоборот, активно развиваются.
Ослаблять познавательные способности могут внешние неблагоприятные условия. Например, излишние нагрузки. Какими бы интересными и увлекательными ни были занятия, их тоже может быть слишком много. У детей бывают состояния, похожие на СХУ (синдром хронической усталости), когда и интерес к происходящему теряется, и способности ослабевают. Ухудшение памяти может быть следствием психической травмы. Причем не сразу, а в отдаленном периоде, когда, казалось бы, все неблагоприятные события уже остались в прошлом.
Такие же изменения бывают, если ребенок постоянно подвергается стрессам – пусть и не особенно сильным. Например, живет в условиях конфликтов взрослых или часто меняет место жительства. Конечно, имеет значение и общее состояние здоровья.
Трудности с запоминанием могут быть при неврологических заболеваниях, болезнях ухо-горло-носа, любых нарушениях, сопровождающихся болями. В этих случаях, конечно, стоит начать лечение основной проблемы − и память сразу улучшится.

Игры и упражнения для развития памяти

Найди, что изменилось
Положите перед ребенком 5–6 игрушек, попросите запомнить, а потом закрыть глаза. Поменяйте игрушки местами (1–2), ребенок должен найти и положить на место. Количество «замен» увеличивайте, пока ребенок не сможет восстановить весь ряд полностью.

Клубок
Вы начинаете и говорите: «Мы собираемся в отпуск. Сейчас я достану чемодан и положу туда брюки». Ребенок продолжает: «Я положу брюки и майку». Вы перечисляете то же самое и что-то еще. Игра, кроме того что тренирует память, помогает снять напряжение, успокоиться.

Визуализация
Вернувшись домой, спросите ребенка о том, что было, пока вы гуляли. Кого встретили? Во что он был одет? Какая машина стояла у подъезда? Можно также вспоминать обстановку дома у бабушки или, например, расположение столов в детском саду. Устно или с помощью рисунка.

Пары слов
Подберите пары слов, связанных между собой по смыслу. Собака – миска, окно – занавеска (всего 20 пар). Произнесите все пары ребенку. Потом, через минуту, говорите одно слово из пары, а он называет второе. По прошествии 30–40 минут еще раз говорите одно слово из пары – ребенок опять вспоминает второе. Тренируется и кратковременное, и долговременное запоминание.

Повторяй за мной
Взрослый становится за спиной ребенка и проделывает ряд манипуляций с его телом. Поднимает, например, одну руку, сгибает в локте другую, наклоняет голову. Потом просит ребенка выпрямиться и заново проделать эти движения по памяти.

Кто больше?
«Что бывает синего цвета?» − говорите вы, и ребенок должен назвать 3–5 предметов только синего цвета. Потом он сам дает задание: «Что бывает только круглое?» Можно играть всей семьей.

По материалам статьи С.Ивлевой
Похожие статьи
Психофизиологическая готовность ребенка к школеПсихофизиологическая готовность ребенка к школе
Последние статьи
Как разговорить ребенка-молчуна и расширить его словарный запасКак разговорить ребенка-молчуна и расширить его словарный запасЧасто болеющий ребенокЧасто болеющий ребенокЧто должно насторожить родителей в поведении няни ребенкаЧто должно насторожить родителей в поведении няни ребенкаИгра в прятки - это больше, чем забаваИгра в прятки - это больше, чем забаваОтбеливание зубов профессиональными средствами в домашних условияхОтбеливание зубов профессиональными средствами в домашних условияхКак приучить ребенка к дисциплинеКак приучить ребенка к дисциплине
6 случайных статей
Безопасность малыша на кухнеБезопасность малыша на кухнеБеременность и молочницаБеременность и молочницаВыбираем стульчик для малышаВыбираем стульчик для малышаАллергенные продукты и грудное вскармливаниеАллергенные продукты и грудное вскармливаниеУЗИ и беременностьУЗИ и беременностьНепослушание и капризы у детей после 1 годаНепослушание и капризы у детей после 1 года
  • Элитные подарки на крещение
  • Эксклюзивные мишки CLEMENS, Германия
  • Коробочки для первого зубика и локона
  • Элитные подарки мальчику на Годик
  • Элитные французские развивающие коврики
  • BABY-Букеты из детской одежды на рождение
  • Элитные подарки девочке на Годик
  • Элитные фотоальбомы новорожденным
  • Французские мягкие игрушки новорожденным
  • Королевский подарок новорожденному
  • Немецкие виниловые куклы Schildkroet, новинки 2017
ГлавнаяГлавнаяДоставкаДоставкаКорзинаКорзинаНаписатьКонтакт
0,050 sec.