Дата: 06/12/2007 | Читали: 2386911 раз | Раздел: Психология, воспитание, развитие ребенка | Все статьи
Даже маленький несмышленыш, не умеющий толком выразить свои мысли словами, уже может знать несколько простых стишков. Процесс их разучивания очень полезен – он развивает память. Чтобы ребенок успешно научился самостоятельно учить стихотворения (что очень пригодится ему в школьные годы), нужно соблюдать несколько правил для лучшего запоминания рифмованных строк.
• Расскажите малышу содержание стихотворения своими словами, в доступной для ребенка форме. Обязательно выделите главного героя мини-произведения.
• Затем взрослому следует прочитать стихотворение вслух с выражением, даже если ребенок уже умеет читать самостоятельно.
•Стихотворение можно легко превратить в веселую песенку, такой стишок воспринимается ребенком легче и быстрее.
• Можно стишок «прохлопать», делая акцент на значимых словах или просто задавая ритм декламации.
• Стихотворение можно разложить по рифмам, акцентировав внимание ребенка на словах, рифмующихся друг с другом: «знайка-зазнайка», «не плачь – мяч»
• Поиграйте со стишком – запоминание в этом случае идет особенно быстро. Взрослый называет первую строчку стихотворения, малыш вторую, и так далее по очереди.
• Можно устроить путаницу, заменяя значимые слова («Наша Таня громко… поет, уронила в речку …. Куклу») и предлагая ребенку исправить ошибку. Кроха с радостью включится в игру и будет радоваться собственным достижениям. Детям старшего возраста, хорошо освоившим чтение, закрывайте строчки и попросите восстановить их по памяти.
Когда ребенок станет хорошо ориентироваться в стихотворении, самое время переходить к его воспроизведению. Не требуйте, чтобы малыш забирался на стул и декламировал с выражением. Лучше устройте концерт, где зрителями будут игрушки и плюшевые мишки. Завершите бенефис бурными овациями. В ходе стихотворных упражнений малыш не только развивает память, но и учится анализировать, пересказывать прочитанное, уверенно держаться в общении с людьми и при выступлениях на публике. Даже забыв строчку, ребенок легко заменит ее пересказом.
• Выбирайте произведения, доступные для понимания малыша. Зазубренные наизусть, но не прочувствованные стихи превратятся в тарабарщину.
• Не пытайтесь с помощью своего чада продемонстрировать собственные амбиции и эрудицию. Двухлетний ребенок, декламирующий Блока и Пастернака, выглядит нелепо.
• Не заставляйте малыша выступать на публике, если ему не хочется. Каждый малыш имеет право застесняться без видимых причин, не нужно уговаривать его, а тем более угрожать.
По материалам статьи В.Дворяниновой