Эксклюзные подарки новорожденнымЭксклюзивные подарки на крестиныБукеты из детской одежды от Авторов, с 2005 годаЭлитные подарки на Годик ребенку

Дата: 15/08/2008 | Читали: 2386159 раз | Раздел: |


Эмоциональное развитие малышаЧто такое эмоциональный интеллект?


Не выдающиеся умственные способности и не ярко выраженная способность к творчество, а именно эмоциональный интеллект определяет будущее ребенка, его социальные успехи. Что это такое?



Группе детей 5-летнего возраста предложили зефир. Перед каждым малышом положили зефирину, а потом взрослый сказал: «Мне нужно срочно уйти. Кто не съест зефир до моего возвращения, получит добавку». Одни дети схватили сладости еще до того, как экспериментатор скрылся за дверью. Но были и такие, кто нашел в себе силы воздержаться от мгновенного удовлетворения желания ради добавки. Именно эти дети, как выяснилось, впоследствии, стали успешными учениками. А через несколько лет, достигнув взрослого возраста, они оказались чрезвычайно удачливыми в решении жизненных проблем и в профессиональном становлении.



Управляем настроением


Эмоциональная сфера человека имеет две стороны медали. Эмоции являются основой человеческого общения и открывают ребенку доступ в общество. С другой стороны, они относятся к наиболее древним проявлениям психики и могут оказаться опасным. В аффекте (крайнее проявление негативных эмоций) совершаются самые страшные поступки. Маленький ребенок, не умеющий сдерживать свои эмоции, в ответ на невыполнение своего желания начинает драться, царапаться, кусаться или плакать.
Одна из главных задач родителей – помочь ребенку войти в мир «окультуренных эмоций». Огромную роль здесь играют чтение, походы в театр, в музей, просмотр хороших детских фильмов.



Азбука эмоциональной грамотности.


Она направлена на развитие способностей к «опознанию» различных эмоциональных состояний у окружающих и на их называние. Уметь назвать эмоцию – как чужую, так и собственную – значит сделать маленький шажок в умении ею управлять.



• Опознание некоторых эмоций под силу даже крошкам. Чем привлекательна для них нетленная «классика» - «Курочка Ряба»? тем, что в этой сказке присутствует опознавательное действие («Бил-бил – не разбил») и опознавательная эмоция («Плачет дед, плачет баба»). Чтобы усилить «воспитательную силу сказки ( а она заключается именно в предъявлении опознаваемой эмоции), можно преложить малышу имитировать этот самый плач.


Взрослый: Плачет дед.
Ребенок (изображает плач, подпирая кулаком щеку): А-а-а!
Взрослый: Плачет баба.
Ребенок (изображает плач, подпирая другим кулаком щеку): И-и-и!
Звуки можно варьировать, перебирая самые разные гласные (это само по себе полезное упражнение), а также попробовать «плакать» за деда более «густым» голосом, чем за бабу. По ходу деля выясняется, что изображение плача доставляет ребенку невероятное удовольствие. Почему? Ребенок наслаждается новым для себя состоянием: с помощью имитации плача он сумел «взглянуть» на него со стороны, «управлял» им, хотя обычно эта эмоция его порабощает.



• Можно читать «Репку», звуками изображая невозможность вытянуть непослушный овощ из земли («Ох!», «Уф!», «Фу!»), и вытирая пот со лба. Имитировать эмоции и состояния можно не только во время рассказывания сказок, но и играя с куклой, с мягкой игрушкой: «Кукла упала, ей больно, она плачет. Как она плачет?»; «Зайка промок и дрожит. Как он дрожит?»


• Приемом имитации эмоций могут в некоторых случаях пользоваться и родители. Ребенок замахнулся на маму или ударил ее, а мама в ответ закрывает лицо руками и изображает плач. На ребенка это действует, поскольку, как уже было сказано, плач для него – эмоция узнаваемая. Обычно малыш подходит к «плачущей» маме и пытается отвести ее руки от лица. Он чувствует, что плач не настоящий. Но это не имеет значения. В данном случае изображаемый плач становится условным знаком: он поступил плохо!


• С детьми после 3-х лет можно играть в настольный театр: на столе расставляются декорации, и с помощью маленьких фигурок разыгрывается знакомая сказка – чуть более сложная , чем «Курочка ряба», но которую ребенку под силу запомнить и в которой присутствуют возможности для звукоподражания и имитации эмоций («Волк и 7 козлят», «Три медведя» и т.п.). Теперь имитация эмоции не ограничивается одним-двумя звуками, а предполагает «исполнение» целой эмоционально окрашенной фразы, передачу более сложного чувства. В таких «спектакликах» ребенок должен исполнять роли добрых, беззащитных, обиженных персонажей.



Кукла с «говорящим» лицом


Другим средством, способствующим умению опознавать эмоции, служит тряпичная кукла с «говорящим» лицом – плоская или объемная. Ее брови, глаза, губы крепятся на липучках, поэтому кукла время от времени может менять выражение лица.


Если поселить такую куклу дома и сделать ее участницей жизни ребенка, можно одновременно решать несколько задач: учить ребенка опознавать «чужие» эмоции и отмечать эмоциональную реакцию окружающих на свои поступки, а также регулировать его поведение с помощью игрового приема. Ведь «живое лицо» куклы, как правило, интересно малышу. А кукольная мимика будет зависеть от поведения ребенка: если тот сделал что-то хорошее, кукла улыбается. Если ребенок ведет себя плохо, кукла грустит или сердится. Дело взрослого – обращать внимание малыша на перемену кукольных эмоций. По большому счету, речь, конечно же, идет о ваших собственных эмоциях. Но они вынесены наружу, делегированы кукле, и потому ребенку легче их заметить, понять и правильно на них отреагировать.


Можно поручить самому ребенку «определять» настроение куклы и «выкладывать» ее лицо. Это позволит ребенку проявить некоторую критичность в отношении своего поведения.


Кукла с «говорящим лицом» может выполнять и другую задачу. Например, станет для малыша «зеркалом» его собственного настроения и ценной информацией для вас: сейчас ребенку почему-то плохо. Или наоборот – хорошо. Найдите время осторожно расспросить его о смене настроения, о причинах грусти или злости. Себе вы тоже можете завести подобную куклу и обмениваться с ребенком эмоциональными посланиями.


Рисуем эмоции



Детское рисование – важнейшее средство развития эмоциональной сферы и способ уравновесить тревожащие ребенка эмоции. Нужно беседовать с детьми по поводу их рисунков: какое настроение у нарисованных ими персонажей? Это стимулирует детей искать способы передачи эмоций людей и животных. Как правило, они используют с этой целью цвет. Иногда рисуют на лице своего героя улыбку или слезы. Это немало.
Можно специально обучать ребенка передавать эмоции с помощью некоторого набора изобразительных приемов: улыбающийся рот – с поднятыми вверх уголками губ, у грустного персонажа уголки губ опущены вниз. У человека в гневе брови сходятся к переносице и т.п. Можно купить специальные книжки по рисованию для детей, посвященные мимической «азбуке».



Дети – зеркало родительских эмоций


Образцы поведения родителей, в том числе эмоциональные образцы, - самое действенное средство эмоционального интеллекта. Но они же могут сыграть и разрушительную роль в развитии эмоционального мира ребенка.



Образцы поведения усваиваются и воспроизводятся бессознательно. Если мать склонна к истерическому поведению, ребенок, скорее всего, усвоит манеру ее поведения, и в будущем эта манера проявится в его отношении к собственным детям. Если отец проявляет равнодушие к переживаниям окружающих, вряд ли от ребенка можно требовать другого. Иными словами, воспитание эмоционального интеллекта у ребенка требует от родителей умения заглядывать внутрь себя и посмотреть на себя со стороны.



Правила, способствующие развитию эмоционального интеллекта ребенка.



1. Будьте внимательны к переживаниям ребенка, не отмахивайтесь от них, никогда не говорите: «Это ерунда!» - только потому, что ребенок маленький.


2. Находите время побеседовать о происходящих с ним событиях – плохих и хороших, дайте ему возможность выразить свои эмоции в словах.


3. Если вас гнетут заботы и трудно переключиться на переживания малыша, скажите ему об этом: «Я тебя очень люблю, и мне важно все, что с тобой происходит. Но сейчас у меня неприятности, и с думаю о другом. Давай поговорим с тобой после обеда ( вечером, завтра)». Однако сильно откладывать общение нельзя.


4. Никогда не забывайте о данном ребенку слове. Переживание обмана – одна из самых сильных отрицательных эмоций.


5. Старайтесь не кричать на ребенка. Крик обладает парализующим эффектом. Однако дети к нему адаптируются, и порог их восприятия повышается: с каждым разом кричать приходится все громче. С другой стороны, претензии, высказанные в форме крика, практически не воспринимаются детьми. Испуг блокирует восприятие смысла.


6. Что бы ни натворил малыш, постарайтесь в первый момент не давать волю своим отрицательным эмоциям. Он мешают проанализировать ситуацию и толкают к излишне жестким наказаниям.


7. Старайтесь сделать так, чтобы общение с ребенком становилось для вас обоих важным событием, наполненным положительными эмоциями.




По материалам статьи М.Александровской
Похожие статьи
Что умеет новорожденныйЧто умеет новорожденный
Последние статьи
Комплекс развивающих упражнений для грудничкаКомплекс развивающих упражнений для грудничкаПричины неправильного прикуса у ребенка и способы исправленияПричины неправильного прикуса у ребенка и способы исправленияКак избавиться от чрезмерной тревожности за ребенкаКак избавиться от чрезмерной тревожности за ребенкаКак помочь ребенку вовремя сесть за уроки и сосредоточитьсяКак помочь ребенку вовремя сесть за уроки и сосредоточитьсяОшибки при закаливании малышаОшибки при закаливании малышаСоветы молодой маме, которые выполнять совсем необязательноСоветы молодой маме, которые выполнять совсем необязательно
6 случайных статей
Зачем малышу нужен родничок?Зачем малышу нужен родничок?Как правильно выбирать обувь ребенкуКак правильно выбирать обувь ребенкуЧто умеет новорожденныйЧто умеет новорожденныйКак определить пол будущего ребенка?Как определить пол будущего ребенка?Как выбирать имя ребенкуКак выбирать имя ребенкуГоловокружение и головная боль во время беременностиГоловокружение и головная боль во время беременности


НАША РЕКЛАМА

  • Элитные подарки мальчику на Годик
  • Подарок девочке на Новый год - нежные куклы Schildkroet
  • Элитные подарки на крещение
  • Элитные подарки девочке на Годик
  • Французские мягкие игрушки новорожденным
  • Элитные подарки на крещение
  • Эксклюзивные мишки CLEMENS, Германия
  • BABY-Букеты из детской одежды на рождение


НАШИ КЛИЕНТЫ

ЗАДАТЬ ВОПРОС!
ВАШЕ ИМЯ (*)
EMAIL (*)
ТЕМА СООБЩЕНИЯ (*)
ТЕКСТ СООБЩЕНИЯ (*)




ГлавнаяГлавнаяДоставкаДоставкаКорзинаКорзинаНаписатьКонтакт
0,249 sec.