Дата: 15/08/2008 | Читали: 2386159 раз | Раздел: Психология, воспитание, развитие ребенка | Все статьи
Что такое эмоциональный интеллект?
Не выдающиеся умственные способности и не ярко выраженная способность к творчество, а именно эмоциональный интеллект определяет будущее ребенка, его социальные успехи. Что это такое?
Группе детей 5-летнего возраста предложили зефир. Перед каждым малышом положили зефирину, а потом взрослый сказал: «Мне нужно срочно уйти. Кто не съест зефир до моего возвращения, получит добавку». Одни дети схватили сладости еще до того, как экспериментатор скрылся за дверью. Но были и такие, кто нашел в себе силы воздержаться от мгновенного удовлетворения желания ради добавки. Именно эти дети, как выяснилось, впоследствии, стали успешными учениками. А через несколько лет, достигнув взрослого возраста, они оказались чрезвычайно удачливыми в решении жизненных проблем и в профессиональном становлении.
Управляем настроением
Эмоциональная сфера человека имеет две стороны медали. Эмоции являются основой человеческого общения и открывают ребенку доступ в общество. С другой стороны, они относятся к наиболее древним проявлениям психики и могут оказаться опасным. В аффекте (крайнее проявление негативных эмоций) совершаются самые страшные поступки. Маленький ребенок, не умеющий сдерживать свои эмоции, в ответ на невыполнение своего желания начинает драться, царапаться, кусаться или плакать.
Одна из главных задач родителей – помочь ребенку войти в мир «окультуренных эмоций». Огромную роль здесь играют чтение, походы в театр, в музей, просмотр хороших детских фильмов.
Азбука эмоциональной грамотности.
Она направлена на развитие способностей к «опознанию» различных эмоциональных состояний у окружающих и на их называние. Уметь назвать эмоцию – как чужую, так и собственную – значит сделать маленький шажок в умении ею управлять.
• Опознание некоторых эмоций под силу даже крошкам. Чем привлекательна для них нетленная «классика» - «Курочка Ряба»? тем, что в этой сказке присутствует опознавательное действие («Бил-бил – не разбил») и опознавательная эмоция («Плачет дед, плачет баба»). Чтобы усилить «воспитательную силу сказки ( а она заключается именно в предъявлении опознаваемой эмоции), можно преложить малышу имитировать этот самый плач.
Взрослый: Плачет дед.
Ребенок (изображает плач, подпирая кулаком щеку): А-а-а!
Взрослый: Плачет баба.
Ребенок (изображает плач, подпирая другим кулаком щеку): И-и-и!
Звуки можно варьировать, перебирая самые разные гласные (это само по себе полезное упражнение), а также попробовать «плакать» за деда более «густым» голосом, чем за бабу. По ходу деля выясняется, что изображение плача доставляет ребенку невероятное удовольствие. Почему? Ребенок наслаждается новым для себя состоянием: с помощью имитации плача он сумел «взглянуть» на него со стороны, «управлял» им, хотя обычно эта эмоция его порабощает.
• Можно читать «Репку», звуками изображая невозможность вытянуть непослушный овощ из земли («Ох!», «Уф!», «Фу!»), и вытирая пот со лба. Имитировать эмоции и состояния можно не только во время рассказывания сказок, но и играя с куклой, с мягкой игрушкой: «Кукла упала, ей больно, она плачет. Как она плачет?»; «Зайка промок и дрожит. Как он дрожит?»
• Приемом имитации эмоций могут в некоторых случаях пользоваться и родители. Ребенок замахнулся на маму или ударил ее, а мама в ответ закрывает лицо руками и изображает плач. На ребенка это действует, поскольку, как уже было сказано, плач для него – эмоция узнаваемая. Обычно малыш подходит к «плачущей» маме и пытается отвести ее руки от лица. Он чувствует, что плач не настоящий. Но это не имеет значения. В данном случае изображаемый плач становится условным знаком: он поступил плохо!
• С детьми после 3-х лет можно играть в настольный театр: на столе расставляются декорации, и с помощью маленьких фигурок разыгрывается знакомая сказка – чуть более сложная , чем «Курочка ряба», но которую ребенку под силу запомнить и в которой присутствуют возможности для звукоподражания и имитации эмоций («Волк и 7 козлят», «Три медведя» и т.п.). Теперь имитация эмоции не ограничивается одним-двумя звуками, а предполагает «исполнение» целой эмоционально окрашенной фразы, передачу более сложного чувства. В таких «спектакликах» ребенок должен исполнять роли добрых, беззащитных, обиженных персонажей.
Кукла с «говорящим» лицом
Другим средством, способствующим умению опознавать эмоции, служит тряпичная кукла с «говорящим» лицом – плоская или объемная. Ее брови, глаза, губы крепятся на липучках, поэтому кукла время от времени может менять выражение лица.
Если поселить такую куклу дома и сделать ее участницей жизни ребенка, можно одновременно решать несколько задач: учить ребенка опознавать «чужие» эмоции и отмечать эмоциональную реакцию окружающих на свои поступки, а также регулировать его поведение с помощью игрового приема. Ведь «живое лицо» куклы, как правило, интересно малышу. А кукольная мимика будет зависеть от поведения ребенка: если тот сделал что-то хорошее, кукла улыбается. Если ребенок ведет себя плохо, кукла грустит или сердится. Дело взрослого – обращать внимание малыша на перемену кукольных эмоций. По большому счету, речь, конечно же, идет о ваших собственных эмоциях. Но они вынесены наружу, делегированы кукле, и потому ребенку легче их заметить, понять и правильно на них отреагировать.
Можно поручить самому ребенку «определять» настроение куклы и «выкладывать» ее лицо. Это позволит ребенку проявить некоторую критичность в отношении своего поведения.
Кукла с «говорящим лицом» может выполнять и другую задачу. Например, станет для малыша «зеркалом» его собственного настроения и ценной информацией для вас: сейчас ребенку почему-то плохо. Или наоборот – хорошо. Найдите время осторожно расспросить его о смене настроения, о причинах грусти или злости. Себе вы тоже можете завести подобную куклу и обмениваться с ребенком эмоциональными посланиями.
Рисуем эмоции
Детское рисование – важнейшее средство развития эмоциональной сферы и способ уравновесить тревожащие ребенка эмоции. Нужно беседовать с детьми по поводу их рисунков: какое настроение у нарисованных ими персонажей? Это стимулирует детей искать способы передачи эмоций людей и животных. Как правило, они используют с этой целью цвет. Иногда рисуют на лице своего героя улыбку или слезы. Это немало.
Можно специально обучать ребенка передавать эмоции с помощью некоторого набора изобразительных приемов: улыбающийся рот – с поднятыми вверх уголками губ, у грустного персонажа уголки губ опущены вниз. У человека в гневе брови сходятся к переносице и т.п. Можно купить специальные книжки по рисованию для детей, посвященные мимической «азбуке».
Дети – зеркало родительских эмоций
Образцы поведения родителей, в том числе эмоциональные образцы, - самое действенное средство эмоционального интеллекта. Но они же могут сыграть и разрушительную роль в развитии эмоционального мира ребенка.
Образцы поведения усваиваются и воспроизводятся бессознательно. Если мать склонна к истерическому поведению, ребенок, скорее всего, усвоит манеру ее поведения, и в будущем эта манера проявится в его отношении к собственным детям. Если отец проявляет равнодушие к переживаниям окружающих, вряд ли от ребенка можно требовать другого. Иными словами, воспитание эмоционального интеллекта у ребенка требует от родителей умения заглядывать внутрь себя и посмотреть на себя со стороны.
Правила, способствующие развитию эмоционального интеллекта ребенка.
1. Будьте внимательны к переживаниям ребенка, не отмахивайтесь от них, никогда не говорите: «Это ерунда!» - только потому, что ребенок маленький.
2. Находите время побеседовать о происходящих с ним событиях – плохих и хороших, дайте ему возможность выразить свои эмоции в словах.
3. Если вас гнетут заботы и трудно переключиться на переживания малыша, скажите ему об этом: «Я тебя очень люблю, и мне важно все, что с тобой происходит. Но сейчас у меня неприятности, и с думаю о другом. Давай поговорим с тобой после обеда ( вечером, завтра)». Однако сильно откладывать общение нельзя.
4. Никогда не забывайте о данном ребенку слове. Переживание обмана – одна из самых сильных отрицательных эмоций.
5. Старайтесь не кричать на ребенка. Крик обладает парализующим эффектом. Однако дети к нему адаптируются, и порог их восприятия повышается: с каждым разом кричать приходится все громче. С другой стороны, претензии, высказанные в форме крика, практически не воспринимаются детьми. Испуг блокирует восприятие смысла.
6. Что бы ни натворил малыш, постарайтесь в первый момент не давать волю своим отрицательным эмоциям. Он мешают проанализировать ситуацию и толкают к излишне жестким наказаниям.
7. Старайтесь сделать так, чтобы общение с ребенком становилось для вас обоих важным событием, наполненным положительными эмоциями.
По материалам статьи М.Александровской