Эксклюзные подарки новорожденнымЭксклюзивные подарки на крестиныБукеты из детской одежды от Авторов, с 2005 годаЭлитные подарки на Годик ребенку

Дата: 26/04/2009 | Читали: 2395464 раз | Раздел: |


В чем причина задержки речевого развития, и как с ней справитьсяРебенку исполнилось полтора года. Он весел и активен, все понимает, развит «не по годам». Но… молчит, как рыбка, или довольствуется несколькими словами. Что происходит с малышом, и что делать родителям? Речь – это высшая психическая функция, свойственная только человеку, которая формируется постепенно и планомерно.
В 2-3 месяца начинается гуление, своеобразная тренировка дыхания и развитие интонационной системы языка; в 4-6 месяцев появляется лепет, малыш пытается соединить отдельные звуки, тем самым готовясь к словообразованию, к 12-14 месяцам появляются первые слова.

2-2,5 года – переломный период в развитии.
Малыш накопил большой пассивный запас слов, его органы артикуляции окрепли.
В это время происходит скачок в развитии речи – первые фразы, предложения из трех и более слов.
Многие родители рассказывают о «чуде»: еще неделю назад малыш произносил отдельные слова, а сегодня новые слова льются из него, как из рога изобилия.

Что такое «задержка речевого развития»?

ЗРР отличается от более тяжелых форм недоразвития речи тем, что малыш прекрасно понимает обращенную к нему речь, не путается в значении похожих по звучанию слов. То есть развитие речи ребенка при ЗРР отличается от нормального только своими темпами, соответствуя уровню речи ребенка младшего возраста.

В чем причина?
Причины задержки речи могут быть разными. Например, сильная болезнь или токсикоз мамы во время беременности (особенно в период от 4 недель до 4 месяцев, когда у плода идет формирование мозговых структур), родовая травма, асфиксия во время родов, серьезные заболевания и травмы в первый год жизни.
«Еще одним фактором задержки речевого развития является педагогическая запущенность, когда у малыша нет тесной эмоциональной близости с мамой, он не получает достаточно информации извне, изолирован. Или же, наоборот, перегружен занятиями, развлечениями, – говорит старший преподаватель Московского психолого-педагогического университета, логопед Елена Цекова. – Гиперопека и избалованность тоже пагубно сказываются на речевом развитии ребенка, которому достаточно мимики, жеста для общения со взрослыми: те понимают его буквально со взгляда, и потребности в речи у малыша не возникает».

С первых месяцев жизни используйте любую ситуацию для побуждения малыша к речи. Рассказывайте обо всем, что он видит или делает. При этом не перегружайте свою речь сложными предложениями, непонятными ребенку словами. «Уделяйте внимание развитию глагольного словаря: где собачка стоит, а где сидит? Где зайчик прыгает, а где спит? Не обойтись без понимания слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (где дом, а где домик?) и форм единственного и множественного числа (где стол, а где столы? Где мяч, а где мячи?)», – рекомендует логопед Елена Цекова.

Зарядка для язычка
Упражнения для развития артикуляции и дыхания выполнять лучше в виде игры, при обоюдном желании взрослого и малыша. Желательно, чтобы малыш находился на одном уровне с вами, то есть глаза в глаза. Так ему удобнее проследить за вашей артикуляцией, за тем, как вы выполняете упражнение. Неплохо, если рядом будет и зеркало, чтобы малыш смог «полюбоваться» на себя любимого.

Для развития дыхания
• «Снег». Возьмите вату, порвите ее на маленькие снежинки. Снежинки держим на руке и начинаем сдувать, изображая метель
• «Кораблики». Сделайте из бумаги кораблик. Опустите в наполненную водой раковину или кастрюлю и дуйте на него по очереди, чтобы кораблик плавал в гости от одного к другому.
• «День рождения». Возьмите свечки для торта, воткните в пластилин и задувайте. Попросите малыша задувать каждую свечку по отдельности, а потом все сразу. Это поможет ему научиться контролировать интенсивность дыхания.
• «Концерт для духовых». Детские и сувенирные дудки и свистульки – отличный тренажер. Попросите малыша выдувать короткие и длинные звуки.
• «Охота». Сначала вы говорите тихо-тихо несколько знакомых малышу слов, и он также тихо повторяет их за вами. Потом вы кричите громко-громко те же слова и просите малыша прокричать их. Упражнение можно выполнять не только по очереди, но и хором. Оно способствует развитию силы, высоты и тембра голоса.

Для развития артикуляции
• «Лягушка». Растягиваем рот «до ушей» и держим 5-7 секунд. Чередуем со «Слоником».

• «Слоник». Вытягиваем губы дудочкой, как хобот у слона, на 5-7 секунд. Эти два упражнения, кстати, весьма полезны и для мамы, поскольку помогают бороться с мимическими морщинами.

• «Варенье». Представим, что вы поели вкусное бабушкино варенье, а теперь нужно медленно облизать губы. Важно, чтобы язык был расслабленный и двигался от одного уголка рта к противоположному. Сначала верхняя губка, потом нижняя.
• «Блинчик». Высовываем расслабленный язык максимально вниз, буквально кладем на нижнюю губу. Замираем на 5-7 секунд, потом «съедаем».
• «Пещера». Представим, что наш рот – это пещера. Открываем губы – ворота и смотрим на стражников – сомкнутые зубы (5-7секунд). Открываем широко, но свободно, без усилий рот, видим обитателя пещеры – язык, который сначала знакомится со стражниками (облизываем зубы), потом закрывает ворота (облизываем губы).

Шевелим… пальчиками

Развитие мелкой ручной моторики напрямую связано с развитием речи.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Рука развивается раньше и «тянет» за собой развитие речи.

С самого раннего возраста, уже на втором-третьем месяце жизни малыша, старайтесь почаще, между делом, делать массаж ручек. Просто поглаживайте, иногда слегка надавливайте ладошку, перебирайте крохотные пальчики, нежно массируйте подушечки пальцев.

Для развития моторики прекрасно подойдут мозаика, конструкторы, кубики, паззлы, лепка из пластилина. Учите малышей застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
Играйте с ребенком в подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений («Лиса и гуси», «Кот и мыши», «Гуси-гуси»), а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
Малышам-молчунам полезны игры «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» – они развивают слуховое внимание.

Повод для тревоги

Не нужно сравнивать своего малыша с другими и расстраиваться из-за того, что ваш молчит, а его ровесник шпарит, пусть и картавя, наизусть стишок Маршака. (Кстати, знание нескольких стишков в раннем возрасте вовсе не означает, что ребенок гениален, как это иногда кажется родителям. Автоматическое запоминание ритмичных строчек, конечно, полезно, но вовсе не свидетельствует о богатом словарном запасе).

Волнение могут вызывать следующие проблемы:

•в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда вы обращаетесь к нему;

•в 4-7 месяцев не реагирует на перемену интонации, не оборачивается в поисках
источника звука, не употребляет в своем лепете звуков «п», «б», «м»;
•в 10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослыми слов, не оборачивается,

когда его окликают, не имитирует звуки взрослой речи;

•в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где мишка?»), не понимает простейших вопросов;

• в 2-3 года путает понятия «верх», «вниз», не может выполнить последовательно две команды («Подними мячик и дай его мне!»), составить фразу из 2-3 слов;

•в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?». Его не понимают посторонние, он употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно произносит большую часть звуков.

Малыш гулил, лепетал и даже почти болтал, но вдруг… замолчал. Стоит обратиться к специалистам (неврологу или логопеду). Иногда такая «остановка» может сигнализировать о нарушениях слуха или о неврозе.

По материалам статьи Н.Харитоновой
Последние статьи
Комплекс развивающих упражнений для грудничкаКомплекс развивающих упражнений для грудничкаПричины неправильного прикуса у ребенка и способы исправленияПричины неправильного прикуса у ребенка и способы исправленияКак избавиться от чрезмерной тревожности за ребенкаКак избавиться от чрезмерной тревожности за ребенкаКак помочь ребенку вовремя сесть за уроки и сосредоточитьсяКак помочь ребенку вовремя сесть за уроки и сосредоточитьсяОшибки при закаливании малышаОшибки при закаливании малышаСоветы молодой маме, которые выполнять совсем необязательноСоветы молодой маме, которые выполнять совсем необязательно
6 случайных статей
Беременность и работа. Учимся себя беречьБеременность и работа. Учимся себя беречьЗа что нельзя ругать ребенкаЗа что нельзя ругать ребенкаIII триместр беременности: сложности и радостиIII триместр беременности: сложности и радостиВоспитание девочек: идеальный балансВоспитание девочек: идеальный балансГипоксия плодаГипоксия плодаКак правильно собирать и хранить грудное молокоКак правильно собирать и хранить грудное молоко


НАША РЕКЛАМА

  • Подарок девочке на Новый год - нежные куклы Schildkroet
  • Элитные подарки мальчику на Годик
  • BABY-Букеты из детской одежды на рождение
  • Элитные подарки на крещение
  • Элитные подарки девочке на Годик
  • Элитные подарки на крещение
  • Французские мягкие игрушки новорожденным
  • Эксклюзивные мишки CLEMENS, Германия


НАШИ КЛИЕНТЫ

ЗАДАТЬ ВОПРОС!
ВАШЕ ИМЯ (*)
EMAIL (*)
ТЕМА СООБЩЕНИЯ (*)
ТЕКСТ СООБЩЕНИЯ (*)




ГлавнаяГлавнаяДоставкаДоставкаКорзинаКорзинаНаписатьКонтакт
0,229 sec.