Дата: 12/10/2009 | Читали: 2386666 раз | Раздел: Психология, воспитание, развитие ребенка | Все статьи
Ребенок должен получать удовольствие от жизни, а родители – от ребенка. Именно этот принцип является задачей развития грудничка.
Развиваем с рождения.
Иногда мамы говорят: «Я подожду сейчас «грузить» малыша, а в три года найму ему преподавателей». Совершенно неправильный подход. Чтобы в будущем малыш мог усвоить все науки, сначала нужно развивать его мозг. Мозг новорожденного – физиологически почти зрелый, но связи между его клетками еще не сформированы. Вот их и нужно создавать, постоянно посылая в мозг «раздражители» - новую информацию. Только тогда мозг начнет проявлять активность, и ребенок будет учиться всем этим пользоваться. На первом году жизни усвоение нового идет стремительно. В раннем возрасте – до 3 лет – быстро. Потом темп слегка снижается, аобъем усвоенного качественно меняется.
Дело прежде слОва
Каждому этапу жизни малыша соответствуют свои способы познания. Без толку учить читать или говорить на иностранном языке с пеленок. Мозг ребенка еще не созрел для этого.
В первые два-три года жизни задача родителей – расширять чувственный опыт. Делать это необходимо только на практике, сопровождая действия или ощущения словами. Малыш должен познать все свойства того, что его окружает: вот это твердое, а это – холодное, одно вставляется в другое. Только когда он почувствует на себе, что такое жара, только когда он узнает, что обозначает слово «жара»,он накопит достаточно информации, чтобы понять некий образ – например, «жаркие страны»,которых он никогда в жизни не видел.
Чем больше малыш узнает опытным путем, тем шире будет тот фундамент, на который лягут потом стены дошкольного и школьного образования, тем успешнее будет человек. На первом году жизни малышу нужны: практические действия (обычно с игрушкой), эмоциональное взаимодействие с мамой и возможность проявления двигательной активности. Все эти элементарные процессы нужно всячески развивать, понимая, что, тем самым мы помогаем грудничку в будущем усвоить три языка или стать космонавтом.
Интерес надо воспитывать
Малыш появляется на свет «пассивным», он ничего не знает и имеет только несколько потребностей: в удовлетворении физиологических нужд, в комфорте и самую важную для будущего развития – потребность в новизне. Именно ее мама и должна развивать, пробуждая у него тем самым интерес к миру: непросто предложить ему игрушку а увлечь его ею. Делать это надо регулярно и постоянно. И тогда после полугода, когда малыш уже начнет двигаться, он сам будет стремиться к интересующему его предмету.
Если в первом полугодии мама знакомит малыша с окружающим миром через игрушку, то во втором – создает условия, чтобы он сам мог с помощью подражания действиям взрослого узнавать разные предметы и их практическое значение. После года ребенок приобретает опыт взаимодействия предметов друг с другом, а мама озвучивает эти действия – тем самым подготавливая почву для развития речи малыша.
Придется потратить время и силы
Иногда родители говорят себе: «Я сейчас все организую – повешу мобиль, найму опытную няню, включу музыку – и мой ребенок будет развиваться». К сожалению, ребенок не может сделать это сам – он развивается только в общении с мамой. Времени на такое общение нужно немного – 2 часа в день. Этого достаточно, чтобы ребенок получил эмоциональное тепло, усвоил мамин взгляд на мир и основы социального взаимодействия с миром, которых придерживаются в его родной семье.
Занимаемся планированием
Детям нравится все ритмичное: песенки, сказки с повторяющимися присказками, покачивания. Поэтому четкий распорядок дня им тоже по душе. Если с самого начала в доме будет налажен режим, у малыша будет развиваться чувство времени и память, а у мамы появится время не только на себя или мужа, но и для развивающих занятий с крохой.
Каждое занятие с грудничком не должно превышать 10минут. После полугода продолжительность игр с мамой можно постепенно увеличивать и довести к 1 году до получаса.
Девиз мамы – идти за ребенком
Не нужно обязательно добиваться от своего малыша именно той реакции, которая описывается в книгах как соответствующая его возрасту. Гораздо важнее наблюдать за тем, что уже умеет ваш ребенок, и учить его делать следующий шаг.
Не нужно подстраивать ребенка под себя
Те «скучные» рекомендации педиатров, которыми пренебрегают современные родители, на самом деле исходят из интересов ребенка. Раньше до 3-х месяцев никто не входил в дом к новорожденному - теперь двухнедельного ребенка берут с собой в супермаркет или ресторан. Но нельзя любить ребенка и подстраивать его жизнь под свои удобства. Кормление по часам, раздельный сон: даже если маме это не нравится, для ребенка это правильно. Потому что во время совместного сна, например, ни малыш, ни мама не могут расслабиться, принять удобную позу. Они спят в разных ритмах и тревожат друг друга. И в результате – никто не высыпается.
Развитие – это совместный труд
Ежедневные 30 минут совместной деятельности, содержание которой определила сама мама, а не ребенок, и которая поднимает ребенка на новую высоту,- вот что такое настоящее развитие. Не стройте одну и ту же башню из кубиков неделю подряд – с каждым днем усложняйте постройку.
Часто родители говорят: «Он не любит играть игрушками». А как он полюбит, если никто не показал, как это нужно делать? До полутора лет обучение идет только методом «рука в руку». Лишь потом ребенок становится настолько моторно независимым от взрослых, что можно переходить на подражание- ему теперь достаточно наблюдать за тем, как делают другие.
Ребенку нужна свобода
Мы боимся остаться в одиночестве, но при этом часть времени обязательно хотим побыть наедине с собой. Так устроена наша психика. Ребенку надо предоставлять возможность реализовывать обе эти потребности. Когда он хочет быть с мамой, приласкать. Но после занятий малыша нужно обязательно оставить одного, чтобы он мог отдохнуть от раздражителей. А маме нужно оценить, как усвоил малыш предложенный урок. Отойдите, посмотрите: взял игрушку, начал играть? Значит, начал практически реализовывать свой новый навык. Так воспитывается самостоятельность.
4 правила игры:
• Игрушки следует чередовать каждые 2 дня. Иначе интерес ребенка первых месяцев жизни угаснет, и игрушка как раздражитель перестанет способствовать развитию ребенка.
• Следует быть внимательным к сигналам ребенка: занятие может длиться не более 10минут, после чего малыша следует оставить одного. Утомившийся малыш не воспринимает информацию, поступающую из внешней среды.
• Игрушки и упражнения должны соответствовать возрасту: быть подходящего маленькой ручке размера и веса, с приятным звуком, натурального цвета. Игрушка должна быть объемной и иметь разный принцип звучания.
• Покупая игрушку, подумайте, как ребенок сможет с ней играть.
По материалам статьи С.Лазуренко