Дата: 22/06/2009 | Читали: 2386864 раз | Раздел: Психология, воспитание, развитие ребенка | Все статьи
Бег, прыжки и прочая чехарда могут быть не только физкультурой, но и психотерапией. Методика, придуманная коррекционным педагогом, основателем «Мягкой школы» (и по совместительству молодой мамой), Эллой Глушковой, помогает родителям и детям лучше понять себя и друг друга, просто играя вместе в довольно простые, но очень полезные активные игры.
Для всеобщей пользы
• Здоровым детям такая гимнастика поможет научиться управлять своим телом, развить силу, выносливость, координацию и гибкость.
• Малышам с незначительными неврологическими проблемами эти упражнения тоже полезны. Очень часто дети, пережившие внутриутробную гипоксию, в первый год жизни находятся под наблюдением невролога. У них диагностируют синдром мышечной дистонии, гемисиндромы (нарушение тонуса с одной стороны), задержку темпов формирования двигательных навыков. При таких состояниях очень полезны массаж и физические упражнения, но обычно неврологическая реабилитация проводится лишь до года, после чего в карточке ребенка записывается, что он здоров. Родители успокаиваются и упускают наиболее подходящее время для восстановления и включения компенсаторных механизмов детского организма.
• Гипервозбудимость, неловкость, косолапость, задержка речевого развития, нарушения осанки – в этих случаях помогут занятия «мягкой» физкультурой. Упражнения хороши также и для детей импульсивных, с рассеянным вниманием, которым трудно включиться в социум, когда они попадают в садик или секции.
• Малышам со страхами упражнения помогают искусственно проживать пугающие ситуации, учиться адекватно и позитивно на них реагировать и спокойно их преодолевать. Занятия-игра, особенно в паре с самым близким человеком – мамой – активно этому способствуют, вселяя в кроху уверенность и чувство безопасности. Родитель же, в свою очередь, учится доверять ребенку и не бояться его страхов.
• Детям с психологическими проблемами особенно важна работа в паре «родитель-ребенок», «воспитатель-ребенок». Агрессивного забияку она превращает в доброжелательное и миролюбивое создание. Дети, склонные устраивать истерики, и чрезмерно суетливые малыши успокаиваются, а мрачные буки проникаются доверием к окружающим и легче заводят новые знакомства. Постепенно ребенок учится быть уверенным в себе: ведь его успехи видны ему самому и окружающим, его часто хвалят, и поводов чрезмерно эмоционально реагировать просто не остается. У малыша нормализуются отношения с родителями и сверстниками.
Упражнения против непонимания
«Медвежата и деревья»
Взрослые воображают – и изображают всем телом деревья. Детям же просто нужно посидеть на спине у родителя или повисеть у него на шее, пока тот трудится, пытаясь стать самой лучшей березкой или дубом. «Дерево» может качаться и гнуться до земли: «мишке» очень важно удержаться!
«Тюлени»
Взрослый передвигается через комнату ползком на вытянутых руках, а на «хвосте» у него лежит крепко прижимающийся малыш.
«Крокодилы и туристы»
Дети, изображающие крокодилов, вцепляются в ноги взрослых, а «туристы»-родители пытаются их стряхнуть. Ощущение груза на ногах, от которого невозможно избавиться, может стать для взрослых настоящей неожиданностью.
«Расстрел»
– это просто перестрелка маленькими мячиками. В этой игре выплескиваются негативные эмоции и расходуется лишняя энергия.
«Подглядывалки»
Партнеры становятся спиной друг к другу на расстоянии не меньше 2 шагов и смотрят друг на друга то наклоняясь вперед (между ног), то сильно прогибаясь назад (вверх тормашками).
«Зеркало»
Задача партнеров по игре – замечать и повторять звуки и жесты друг друга, причем взрослый играет «отражение». Передразнить естественные реакции годовалого малыша или изобретательные гримаски детей постарше мамам и папам оказывается очень сложно.
Эта игра – проверка на лояльность друг к другу, она учит взрослых принимать своих детей такими, какие они есть, даже самыми нелепыми и выделяющимися. А ребенок получает понятие о том, что и как он делает и как это выглядит со стороны. И учится вести взрослого за собой.
«Веселый ковбой»
Как здорово гарцевать на спине «лошади»-мамы. Надо также накормить «лошадь»: накосить сена (мама держит ребенка за ноги, а тот передвигается по комнате на руках, изображая газонокосилку), угостить (малыш подносит ладошки к лицу «лошадки» и «кормит» ее). И только после этого можно скакать наперегонки с другими «лошадками» и «ковбоями».
«Машинки и мосты»
Родитель встает в «мостик», опираясь в пол только стопами и кистями. Ребенок должен «проехать» под мостом. Если он не успел, и мост опустился на машинку, малыш должен самостоятельно выбраться из-под «завалов», а родитель не должен ему помогать.
«Снежки»
В конце занятий нужно успокоиться, обнявшись и приняв позу младенца. Малыш, сидя на полу, подтягивает колени к животу, прячет голову в колени, его мышцы напряжены, как твердый снежок. Затем в теплых объятиях мамы он начинает таять до полного расслабления.
«Битвы кенгуру»
Партнеры в парах садятся на корточки и сталкиваются друг с другом. Толкаться можно только ладонями в ладони. А чтобы не падать, нужно отпрыгивать в ту сторону, куда толкают.
«Прятки за спину»
Родитель и ребенок становятся друг за другом, лицом к спине. Тот партнер, сзади которого стоят, должен увидеть свой «хвостик» в лицо, обернувшись всем телом. А «хвостик», в свою очередь, старается все время прятаться за спиной впередистоящего, перебегая, находясь как можно ближе к партнеру (лучше даже касаться животом его спины), но не держась руками.
Зарядка между делом
• Даже, если времени на полноценное занятие не хватает, всегда можно:
• Попрыгать с малышом наперегонки – как лягушки или как кенгуру, прижимая руками «кенгуренка» к животу;
• Ползать на животе, как змеи;
• Превратиться в ящериц, которые то замирают, то быстро разбегаются и даже переползают друг через друга;
• «покормить» друг друга с рук (например, изображая курочку, которая клюет зернышки с ладошки);
• Полетать как птица под небесами;
• Представить себе, что вы морские звезды на дне, и расслабленно пошевелить «лучами»-конечностями.