Дата: 07/12/2008 | Читали: 2386260 раз | Раздел: Здоровье ребенка | Все статьи
Поведение ребенка
Боль в ухе, как правило, очень сильная. Поэтому малыш не только плачет, но и ищет положение, в котором боль ослабевает. Чаще всего при боли в ухе малыш как бы «пережевывает» язык, или перекатывает головой в кроватке. Нужно помнить, что при этом у ребенка могут, например, резаться зубки. Поскольку сигнал о боли от зубов и от уха поступает по одному и тому же нерву, точно сказать о том, что же беспокоит, может только врач. При отите ребенок начинает хуже слышать. Закрыв то ухо, которое «вне подозрений», пошепчите в больное. Если ребенок вас не услышит, или переспросит, вызывайте врача.
Тревожные симптомы
Врачей у нас вызывать не любят. Или вызывают в последний момент. Вот симптомы, при которых обращаться к врачу нужно немедленно.
«Оттопыривание» одного уха.
Как выглядит: ушная раковина становится отечной, краснеет и слегка оттопыривается.
Когда бывает: при длительно нелеченном или быстро развивающемся гнойном отите.
Возможно возникновение этого симптома при тяжелом наружном отите.
Почему: гнойное воспаление перешло на ткани вокруг ушной раковины.
Чем грозит: прорывом гноя в полость черепа или в мягкие ткани шеи.
Отек заушной области или козелка.
Как выглядит: за ухом кожа становится красноватой, рыхлой, при надавливании пальцем на ней на некоторое время остается углубление.
Когда бывает: при гнойном отите.
Почему: гнойное воспаление переходит в полость черепа.
Чем грозит: гнойным менингитом.
Изменение мимики.
Как выглядит: при улыбке или плаче одна из половин лица отстает или остается неподвижной.
Когда бывает: при поражении лицевого нерва.
Почему: лицевой нерв проходит рядом с полостью среднего уха.
Чем грозит: прорывом гноя в полость черепа или параличом части лица.
Тошнота, рвота, спутанность или потеря сознания.
Когда бывает: при прорыве гноя в полость черепа. Врачи называют такую ситуацию – в зависимости от тяжести – или отогенным мененгитом, или отогенным абсцессом мозга.
Почему: проведенное лечение отита оказалось неэффективным.
Чем грозит: лучше об этом не думать.
Что делать: немедленно отправлять ребенка в ближайшую детскую больницу в отделение реанимации.
Как лечить?
Компресс.
Зачем: прогреть больное ухо и «вытянуть» через барабанную перепонку часть жидкости – из-за того, что она распирает полость среднего уха, и возникает боль.
Почему не надо делать компресс без назначения врача: при высокой температуре будет только хуже.
Что делать: смазать вокруг уха мазью с обезболивающим или противовоспалительным эффектом. Подойдут любые мази и гели на основе ибупрофена, диклофенака или кетопрофена.
Капли в нос.
Зачем: улучшить отток жидкости через евстахиеву трубу.
Почему это не срабатывает: отит возникает из-за того, что инфекция попадает в среднее ухо через нос. То есть пока не будет вылечено воспаление в носу, на стойкий эффект от сосудосуживающих капель надеяться нечего.
Что делать: кроме сосудосуживающих, капать капли, содержащие антибиотики, прописанные врачом!
Как проверить слух?
Проверка слуха у детей, особенно младше 6 лет – занятии чрезвычайно трудное. Малыш или во всем соглашается со взрослыми, или заигрывается и на вопросы отвечает неадекватно. Поэтому мамам нужно самим разбираться, какие методы проверки слуха предлагают ребенку.
Речевая аудиометрия.
Врач шепотом повторяет определенный набор слов и просит ребенка повторить. При невнимательности малыша или при нежелании идти на контакт с врачом ребенок может не отвечать вовсе. Однако по всем стандартам врач обязан расценить подобное поведение как нарушение слуха. И зачем это вам?
Стандартная аудиометрия.
Вместо шепота врача ребенок должен реагировать на звуковые сигналы определенной частоты и громкости, отвечая «слышу» или «не слышу». Если доктору не удастся наладить контакт с маленьким пациентом, его ответы могут быть какими угодно.
Тимпанометрия и импедансметрия.
При помощи этих методов врачи исследуют подвижность барабанной перепонки. Когда у ребенка начинаются частые отиты, возникают аденоиды, меняется подвижность барабанной перепонки. Очень часто это – единственное исследование, которое требуется для установления причины снижения слуха. На основании исследования врач может выбрать правильный способ помочь малышу лучше слышать. В отличие от вышеперечисленных методов, достоверность Слуховые вызванные потенциалы. Единственный способ исследовать слух, когда ребенок вообще не говорит, неважно по какой причине. Так выявляют нарушения слуха у детей младше одного года. Исследование заключается в том, что при помощи электроэнцефалограммы записывают реакцию коры головного мозга ребенка на звуки разной высоты и громкостиисследования не зависит от ответов ребенка – их вообще не требуется.
Зачем вызывать врача?
Педиатры редко заглядывают детям в уши – среди их рабочих инструментов редко можно увидеть отоскоп (в отличие от арсенала врачей европейских стран).
Чтобы проверить, нет ли при обыкновенном ОРВИ еще и отита, педиатры пытаются спровоцировать боль, надавливая на ухо. Даже если там на самом деле есть воспаление, на надавливание на ухо ребенок ответит далеко не всегда. Между тем, при любом насморке, особенно у детей до четырех лет, существует вероятность перехода воспаления на среднее ухо. Именно поэтому, кроме педиатра, ребенка раннего возраста при каждом ОРВИ должен, по-хорошему, осматривать еще и отоларинголог.
• Лечение наружного отита, когда воспалена только кожа слухового прохода (это тоже очень больно) отличается от лечения среднего отита принципиально. Если воспален просто слуховой проход, достаточно ушных капель с антибиотиками и гормонами.
• При среднем катаральном отите (когда воспалено среднее ухо, но гноя там еще нет) достаточно традиционных мер лечения – компрессов, капель в нос и уши. Но при наружном отите эти меры бесполезны – они не снимут воспаления. Если в среднем ухе есть гной, без антибиотиков не обойтись – вовремя начатое лечение антибиотиками избавит от осложнений. Бояться побочных эффектов здесь не надо – лечение осложненного отита гораздо труднее.
По материалам статьи И. Лескова